Как сделать, чтобы Россия увеличила экспорт сложных товаров? Часть 1.


Сергей Удалов, 8.11.2016 17:09


Прекрасная, интересная и конструктивная статья.

Оригинал взят у timokhin_a_a в Как сделать, чтобы Россия увеличила экспорт сложных товаров? Часть 1. У меня есть неболшьшой - очень небольшой - опыт во внешней торговле. Маленький. И с маленькой высоты этого маленького опыта мне хотелось бы осветить вопрос - почему Россия никак не может нарастить долю несырьевого экспорта выше 33% если считать по валютной выручке.

Ну или никак не может дотянуть продукцию сложного передела хотя бы до 20%, в этой же самой валютной выручке.

Наши государственные деятели неоднократно поднимали этот вопрос, Путин неоднократно к этому призывал, но пока, как известно, ситуация не сильно поменялась.

В девяностых каким-то чудом объединённые усилия государственников-управленцев, бизнеса и “красных директоров” смогли спасти ВПК и сделано было это почти во многом за счёт экспорта.

Сейчас по экспорту оружия в мире Россия вторая в мире, после США, и это далеко не предел.

Аналогично своими преимуществами воспользовался ”Росатом”.

Но это всё!

То, что сейчас начало возрождаться гражданское самолётостроение будет всего лишь третьим крупным успехом за 25 лет.

Нарастание других видов экспорта после обвала рубля было закономерным, но далеко не достаточным с точки зрения российского потенциала.

Отдельные победы, типа прорыва Уралвагонзавода на иранский рынок вагонов, это именно прорывы - разовые достижения отдельных корпораций, достигнутые вопреки массе объективно существующих в РФ факторов.

Кое-кто сейчас начнёт нудить:”Да ладно, в этой стране всё умерло, потенциал СССР проеден, мы устарели и тд.” Предлагаю таким гражданам разбить себе голову об монитор - Вы никогда не сможете доказать мне, что то, что я видел и делал, на самом деле не существует.

Реально ли раскачать российский экспорт также, как в своё время сделал Китай со своим?

Да вполне, ибо есть что продать.

В мире существуют следующие центры промышленного производства (опять же, здесь я опираюсь как на свои знания и опыт, так и на мнение иностранных контрагентов - например в тех.заданиях часто указывают страны, продукция которых будет рассмотрена, а иногда указывают те, продукция которых к тендеру не будет допущена никогда - как правило это Китай):

1. Китай - фабрика мира, с самой отлаженной системой рекламы, продаж, логистики и соответствующими этому производственными мощностями. В значительной степени Китай был выдвинут на эту позицию Ма Юнем, который реально лично сыграл определяющую роль в развитии мировой экономики. Его проект Alibaba.com сейчас является одним из определяющих факторов успеха китайцев в мировой торговле, и именно благодаря ему китайцы лучше всех работают с В2В площадками - в том числе и не китайскими.

2. США. Главный соперник Китая, более развитый технологически, но отстающий по совокупной эффективности. Американские товары как правило значительно совершеннее и качественнее, но по сумме качеств США как мировой экспортёр уже проигрывают китайцам. Главный показатель этого то, что китайцы медленно, но верно теснят всех остальных производителей на мировых рынках, в том числе и американцев.

3. Страны ЕС. Можно сказать про основных производителей в ЕС, а именно Германию, Францию, Италию, и в недалёком прошлом Великобританию, что это тоже самое, что и США, с теми же плюсами и минусами. При этом у ЕС есть конкурентное преимущество - близость к Африканским рынкам и России, что снижает логистические издержки в значительном числе случаев.

4. Россия. Как ни странно, да. Вы будете удивлены, узнав какая у нас репутация. Понятное дело, что в нашем случае всё непросто, но поверьте, стартовые позиции у нас очень неплохие.

Я не буду детализировать сейчас, но по ходу дела неоднократно буду к этой теме возвращаться.

5. Япония. Я поставил её после РФ, хотя экспортируемые японцами оборудование и техника лучше. Проблема японцев в том, что они особо не старались застолбить себе какие-то зоны влияния в Западной и Средней Азии и Африке, их почти нет в Латинской Америке, в итоге на той же Кубе Вы японскую технику почти не найдёте.

И запчастей на 15-20 миллионов долларов в год к японским машинам никакое правительство централизованно не закупает, а к нашим - закупает,в том числе и прозападные в прошлом страны, такие как Египет. Спасибо за это следует сказать СССР, но и сейчас клиентская база подпитывается.

Этим летом парни из Миасса отправили в армию Анголы 54 топливозаправщика на шасси УРАЛ-4320. Японцы туда не пролезли бы, и так много где.

Обилие японских автомобилей во всём мире обычно замыливает людям глаза, но по факту, Япония мощно представлена лишь в нескольких основных группах товаров.

KOMATSU конечно зарулит ЧЕТРУ, но если Вы будете предлагать разную мелочь типа газовых баллонов, простых токарных станков, проката, труб, реле, и т.д., то японцы прикурят, равно как и с внедорожными грузовиками, армейскими топливозаправщиками, и массой другого оборудования. Они, скорее всего даже не появятся в числе конкурентов, если не вести речь о тех странах, где их позиции традиционно сильны, например в Пакистане.

6. Последняя группа - промышленные страны с ограниченными возможностями - Бразилия, Южная Корея, Беларусь, Канада, Австралия и т.д. Они сильны в чём-то, а в чём-то на нуле. Например Бразилия делает самолёты, но их нержавеющая сталь отвратительная, Южная Корея заруливает Россию в аэродромных топливозаправщиках, но вообще не производит крупных автокранов, тогда как мы делаем и то и другое и т.д. Некоторые страны в эту группу мощно вступают, как Турция, или в будущем Иран, некоторые с треском вылетают, как Украина в ближайшем будущем.

Россия до сих пор в этой лиге, и наша задача - развить этот потенциал.

Почему же РФ, при своём потенциале не может выскочить из “нефтяной ловушки”?

Перед тем, как я перечислю причины, давайте рассмотрим, как работают китайцы.

Если Вам что-то надо купить, Вы попробуете найти это в Интернете. Если Вы живёте в стране,

где нет своей промышленности, то Вы вылезете в интернет и наберёте запрос на английском.

После чего Вы увидите пару тысяч китайских объявлений о продаже именно такого товара, причём с безопасной формой оплаты - через аккредитив раскрываемый после погрузки Вашего товара на корабль.

Конечно, есть риск, что они засунут Вам брак, но китайский же агент, способен (реально способен) проконтролировать отгрузку по Вашим критериям за сумму от 500 до 2000 долларов. И его тоже легко найти в Интернете.

Собственно всё.

Десятки тысяч китайских фирм занимаются таким образом продажами всего, по хорошим ценам, с доставкой куда угодно.И именно они сделали Китай доминирующей в мировой торговле силой - не государство, способное продать сорок истребителей после полугода переговоров, а сто тысяч предпринимателей, продавших по одному трактору, грузовику, станку, контейнеру с одеждой, барабану с кабелем, паре ботинок и т.д. Вместе этот китайский rush и создаёт огромную волну товаров в одну сторону и денег (а следовательно - инвестиций) в другую.

Конечно, китайцев много, и им есть кем этот rush нагонять.

Но на сегодняшний момент по многим позициям намного проще и быстрее заказать товар в Китае, чем купить его в РФ, а это никаким превосходством в численности объяснить нельзя. Последний раз я убедился в этом 25 октября 2016 г., когда ММК и Северсталь не смогли ничего ответить на мою заявку, а с Алибабы прилетело 446 USD/ton FOB Tianjin в течение суток.

Увы.

У американцев и европейцев свои преимущества, но и у них экспортная деятельность носит массовый децентрализованный характер.

У нас же этого нет, и именно причинам того, почему этого у нас нет я хочу посвятить эту статью.

Ещё раз - настоящий успех приходит там, где экспорт носит массовый характер, где не только несколько крупных корпораций работают, а ещё тысячи самостоятельных игроков, которые и пробивают дорогу для отечественного массового продукта. Корпорации двигают что-то своё - стальной прокат, самолёты, вагоны. Рой мелких агентов гонит волну всего, приучая внешних покупателей к брендам страны, ориентируя их в случае будущих новых проектов на отечественного партнёра, создавая стране имидж хорошего поставщика пормышленных товаров, продвигая на внешние рынки отечественные стандарты. Без массовой атаки прорыва всей отечественной индустрии на внешние рынки не будет.

Вот, например, Уралвагонзавод прорвался в Иран, но во всей этой стране с населением 80 миллионов человек нет ни одной отечественной охранной телекамеры, ни одного сплавовского рюкзака, почти нет труб, компрессоров и т.д.

Почему нет? Потому, что их рынок никто не штурмует со всем этим.

Не буду размусоливать и обосновывать то, как эта ситуация сложилась. Просто приведу причины, в порядке убывания по важности.И моё видение путей решения.

Причина 1. Менталитет.

Это самая главная проблема. Во многом тут виноват СССР прививший гражданам крайне специфическую картину мира, в которой был только сам СССР с дефицитом всего, благословенный Запад, где это самое всё есть, а также дикари и говно в остальных частях планеты. Потом СССР не стало, а люди именно с таким видением реальности вошли в мировой рынок.

Привитое им неправильное видение мира плавно трансформировалось в связку “отсталая рашка, которая ничего не умеет-суперразвитый Запад и Япония-курорты Турции Тайланда, а если много денег то Доминикана”. Для них ничего больше за пределами наших границ не банально нет, и именно такие в основной своей массе кадры занимают сейчас позиции ЛПР.

Если Вы работаете в торгующей организации, то придите к руководителю, и предложите заявиться на внешний рынок.

Посмотрите на глаза по пятаку каждый и убедитесь, что после такого к Вам навсегда прилипнет ярлык чудака - как минимум. Для массы людей, управляющих бизнесами, окружающего мира просто нет, а раз его нет, то туда ничего нельзя продать, конец истории.

Вот это и есть наша главная беда, и она же является самой трудно и долгоустранимой.

Замечу, что проблема - решаемая.

Ещё одна разновидность ментального бага - святая убеждённость, что “этой стране” нечего предложить миру.

Я уже приводил пример с морскими перевозками, когда на просьбу посчитать доставку негабарита за границу менеджер задаёт вопрос - “а что, они больше нигде купить не могут?” Это тоже реальная проблема. Заинтересованный в новых горизонтах человек, способный мало-мальски общаться с нерусскоговорящими контрагентами, с вероятностью 90% даже не рассмотрит варианты с экспортом, нет, он будет организовывать импорт. В стране есть нефтедоллары? Есть, а значит на них можно импортировать Х. В принципе, это и технически легче, искать клиентов в своей среде, что дополнительно усугубляет проблему.

В таких странах как Китай внутренний рынок банально занят, что вынуждает производителей вести экспансию. Но и у нас сейчас, например, внутренний рынок сильно ссохся, но экспансию ведут только отдельные представители бизнес-сообщества, остальные от такой перспективы просто сделают круглые глаза, даже если на домашнем рынке у них полный завал и маячат перспективы вылета из бизнеса.

Ну и наше традиционное нежелание шевелиться, конечно.

Приведу пример из прошлого года.

Попал ко мне тендер на передвижные прожекторные установки для аэродромов, 64 штуки. По тех.заданию - телега, на ней телескопическая мачта, на ней прожекторная установка и на телеге же дизель-генератор.

Ничего сложного, в гараже можно сделать из стандартных комплектующих.

Я обратился к производителю прожекторных установок, заслуженному предприятию. Перевёл на русский тех.задание, попросил выставить технико-коммерческое предложение.

Через полторы недели (!) они сообщили мне, что для выставления технико-коммерческого предложения, им надо 10 миллионов рублей на НИОКР. И это при том, что они похожее оборудование серийно производят, а искомые дизель-генераторы продаются в мелкооптовой торговле.

Понятное дело, что они рассчитывали не на 10 миллионов, а на то, что я от них отстану. Им плевать было и на сбыт, и на нового для них клиента, и на увеличение загрузки производства - на всё. Лишь бы не напрягаться.

Как Вы думаете, ушёл ли этот контракт в Россию?

И это тоже повсеместная проблема, даже там, где с загрузкой производства всё так себе.

Другой пример - из сейчас. Одна африканская страна планирует закупить запчасти к советским, российским, беларусским и украинским грузовикам, и автомобилям УАЗ. На гигантскую сумму.

А занимаются этим … англичане! Они-то знают, что в таких операциях нет ничего смешного, и круглые глаза от них не делают. А у наших проблема получить цены! Почему? Потому, что позиций в заявке много, ценить долго, а вдруг Вы не купите? Мы лучше не будем этой заявкой заниматься!

Как это вылечить?

Необходимо изменение направленности образования, начиная со школьного. Например, курс экономической географии можно растянуть на пару-тройку лет, и по каждому региону мира изучать торговлю, с положительными примерами того кто там и как обогатился, желательно, чтобы это были примеры из отечественной практики, пусть корпоративной, но с упором на возможности для личного обогащения.

В учебный курс надо включить учебные фильмы по развивающимся рынкам, морским перевозкам.

Отдельно необходимо обрисовать роль интернета, и В2В площадок, на конкретном примере показать как эта система работает.

Дать отдельные уроки по азам логистики, с задачами. Обязательно - заставить детей рассуждать про то, насколько можно разбогатеть, работая в этой сфере деятельности.

Всё должно даваться “руссоцентрично” - то есть торговля должна рассматриваться относительно России, её роли, потенциала и возможностей.

Это всё просто должно быть в школьной программе, и только лишь затем, чтобы потом, будущие руководители не делали круглые глаза при предложении работать на экспорт, а видели в этом просто один из возможных видов деятельности, вполне обыкновенный, способный стать резервом для роста в любой ситуации, особенно, когда на внутреннем рынке намечаются проблемы. В итоге, вышедший из ВУЗа или техникума человек просто не должен делать разницу между отечественными и иностранными клиентами, ведь и те и те готовы платить за товар, надо только таможню пройти. Вот и всё. Идея продавать шины не только в родном Екатеринбурге, но и в Афганистан, не должна вызывать у человека внутреннего отторжения или ощущения того, что она “странная”. Это должно быть банальным и нормальным для всех, кто имеет среднее образование.

Решив проблему менталитета, мы устраним 50% препятствий, стоящих на пути развития экспорта продукции сложного передела.

Причина 2. Налоговая политика

Если половина препятствий на пути к экспортному прорыву это менталитет, то налоговая политика правительства это треть. Более того, пока оффициальные лица призывают экспорт развивать, экономический блок правительства и ФНС его целенаправлено убивают.

Упирается всё в три буквы - НДС. Налог на добавленную стоимость.

Когда Вы перепродаёте товар, то в его цене в теории зашито 18% налога на добавленную стоимость, но дело в том, что и в той цене за которую Вы его купили они отже были зашиты.

Чтобы избежать многократного взымания налога с одного и того же товара, НДС взымается с разницы. По факту - с маржи.

Только первый продавец в цепочке жизни этого товара платит те самые 18%. В случае импортного товара это импортёр.

И если товар уходит за границу, то на той стороне, его покупатель заплатит полную стоимость своего НДС.

Общемировая и ранее российская практика состоит в том, чтобы при экспорте товара НДС убрать - уменьшить стоимость товара на эти самые 18%. Ведь если этого не сделать, то покупатель заплатит два НДС - наш и свой.

Затем, по идее, государство этот НДС должно возместить. Так делается у нас, так делается в ЕС (там этот налог называется VAT), так делается много где.

В теории.

На практике, Россия, как обычно, идёт особенным путём.

Никто не в состоянии проверить, как сложилась экспортная цена товара.

Допустим, ООО “Рога и Копыта”, Россия купило товар в РФ за 1000 000 руб. с НДС 18% и продало его в ТОО “Гыр-гыр”, Казахстан за 920000 руб. с НДС 0%.

Сколько эти парни реально заработали?

Им на 920 000 руб. накинут 165 600 руб. НДС, и они в итоге наварят на этой сделке 85600 руб., почти 8,6%, что в некоторых отраслях немало, например в продаже основных средств.

В определённый момент какая-то светлая голова решила облегчить карманы барыг. И возмещение НДС стало сопровождаться серьёзной налоговой проверкой, причём перекрёстной с вовлечением и российских покупателей “Рогов и Копыт”. Логика понятна - хоть кого-то, кто стоит рядом с 8,6% (а иногда и рядом с 12%) можно будет оштрафовать или найти неправильно начисленные налоги, и поднять собираемость этих самых налогов.

НДС возмещался, но после очень мощного пресса со стороны налоговой, под который попадали и совершенно непричастные к заграницам организации, и очень долго, спустя полгода.

Бизнес вздрогнул и отреагировал путём создания экспортных фирм-прокладок, которые не имели российских контрагентов, кроме головной структуры. Теперь налоговая могла кошмарить только две фирмы и российские клиенты под молотки не попадали.

В свою очередь это породило новую проблему - теперь государство становилось должником каждой такой фирмы-прокладки в самом прямом смысле этого слова. Если раньше НДС можно было разными путями перезачесть, то теперь путь был только один - платить деньги экспортёрам за то, что они продали товар без НДС.

Пока с экономикой всё было более-менее, так и было. В абсолютном исчислении экспортные цены оказывались ниже закупочных, а разницу экспортёры добирали из возврата НДС.

Надо сказать, что народ активно жульничал - например убирал из цены не 18, а 9 процентов (стандартная ставка в хорошие годы), а иногда и вообще ничего не убирал, а получал от государства полные 18%.

Бурным цветом расцвели фирмы-посредники, покупавшие товар по внутрироссийским ценам и продававшие его дешевле.

А потом пришёл 2014 и, видимо, кто-то получил приказ поднять собираемость налогов.

И система отреагировала на это вполне предсказуемо - НДС таким фирмам прокладкам вообще перестали возмещать.

Как это выглядело и к чему привело лучше пояснить на конкретном примере.

Есть у нас в Челябинске один завод, производящий надстройки для спецавтомобилей. Они круто двинули экспортную тему в своё время.

Затем, когда возмещение НДС стало сопровождаться мощной налоговой проверкой, они создали экспортную прокладку - торговый дом.

Естественно, что теперь государство могло возместить НДС только деньгами.

В 2014 году оно перестало это делать, более того, чтобы не возмещать НДС, им сначала устроили налоговую проверку от городской ИФНС, потом такую же от областной, затем, ничего не найдя - областная налоговая организовала ещё и прокурорскую проверку.

В итоге, через семь месяцев непрерывного фарша завод подал в суд на государство и выиграл его. Но и тут на них просто забили. Пристава не будут арестовывать счета федерального казначейства, а без этого рычага любое судебное решение просто бумажка.

Где-то через год удалось выбить 80% своих денег. Целый год продаж на экспорт принёс дыру в бюджете и ничего более.

Экспортное направление в таких условиях стало убыточным. Его не прикрыли, но убавлять НДС с цены перестали, стали просто ставить нолик в отгрузочных документах.

И так ещё десятки производственных и сотни торговых фирм экспортёров.

Однако, цена без убавления НДС оказалась слишком высокая для казахов.

Ведь им-то и свой 12% НДС надо платить, а тут ещё и наш 18%.

В итоге, заводы по производству спецмашин на российских шасси начали открываться в Казахстане. Теперь десятки, если не сотни фирм экспортёров в РФ пошли на гулять на воздух, а ту долю добавленной стоимости, которую они раньше осваивали, теперь осваивают их казахские коллеги.

Хорошо ли это для Казахстана? Конечно!

Хорошо ли это для России?

Риторический вопрос.

Я недавно спросли одного из потенциальных партнёров по бизнесу в ЕС как у них там возмещают НДС.

Он ответил:”Быстро и без проблем”.

Я от себя добавлю, что цена с НДС неконкурентоспособна не только в СНГ, но и в Африке, например.

С Африкой ситуация решается оффшором и покупкой товара напрямую у его производителей, но проблема в том, что для многих международных тендеров такая схема не сработает - покупатель просто не согласится заключать контракт с юр.лицом, расположенным в другой стране, да и тендера рассылаются только в некоторые страны, и только юр.лица оттуда могут в них участвовать.

Таким образом, наша налоговая система, и то, как её использует государство, является второй главной преградой на пути развития российского экспорта, после менталитета.

По факту из под этого пресса без потерь вышли только гиганты, типа КАМАЗа и отдельные фирмы везунчики. Я, например, знаю только одну небольшую компанию, которой возмещают НДС путём перезачёта. Остальных тупо за него прессуют.

Как это вылечить?

Первое - от практики использования НДС для нанесения удара по отечественному производителю и задействования отечественных ресурсов для развития производителя иностранного за тысячи километров воняет Егором Гайдаром, который это всё придумал (видимо не один), и впервые применил,и либералами, его последователями. Поэтому первым шагом должен стать акт санитарии - полное выпиливание либералов из экономического блока правительства с попутной санацией всех, кто хотя бы стоял с ними рядом достаточно долго. Это нужно сделать просто на всякий случай.

Нанести удар по своей стране, используя её же структуры это типовой почерк нашего либерального крыла, и я уверен, что ситуация с НДС для экспортёров это прямой саботаж, кем-то очень по-умному организованный. Тем более что цель для атаки выбрана та, которая в теории должна привлечь в страну деньги и стимулировать отечественное производство, а значит без наших либералов тут в принципе не могло обойтись.

Есть мощная проблема в том, что помимо либералов в стране пока просто нет кадров, способных управляться с такой сложной системой как экономика РФ. Поэтому для того, чтобы через пять лет можно было начать устранять этих маньяков, уже сейчас необходимо начинать подготовку кадров для их замены. В принципе в регионах полно вполне себе профессиональных и не идеологизированных чиновников, но их переток в федеральные органы власти в Москве только начинается и идёт очень медленно.

Плюс их всё-таки надо доучивать, и проблему с тем, кто их должен доучивать и чему, тоже как-то надо решить, потому, что в экономическом образовании у нас сейчас сидят те же зомби, что и в органах власти и научат они не тому, что надо.

По факту, если взяться сейчас, то кадровое обновление можно закончить лет за шесть, без потери в качестве управления.

Но всё надо делать осторожно, чтобы не нахватать в правительство Глазьевых, так как это просто другой полюс одного и того же.

Было бы неплохо надеяться на то, что эти процесы будут запущены, потому, что момент уже давно настал, и время уходит.

Это, однако, только подготовительная мера, а основой должна всё-таки стать налоговая реформа, цель которой должна быть простой - “уменьшение административной нагрузки на юр.лица без уменьшения налоговых поступлений”. И, если всё-таки, НДС в нашей налоговой системе останется, то его невозврат без оснований должен попадать под УК, должен быть сокращённый срок этого возврата, и его возмещение не должно приводить к налоговым проверкам - и это тоже надо отражать в законодательстве, в том числе уголовном.

Срок возврата НДС должен быть не позднее конца второго месяца квартала, следующего за отчётным, основание - отгрузочные документы на экспорт и подтверждение прохождения груза через таможню. Справки о том, что контрагент заплатил свой НДС надо отменить, они ничего с точки зрения финансов не дают, только топят тех, кто приносит в страну деньги и нарабатывает для неё постоянных клиентов.

Причина 3. Языковой барьер.

Тут долго говорить не о чем. Наши люди, выходя их школы, должны говорить на иностранном языке и понимать устную речь.

Тут ничего особенного нет. И сложного ничего тоже нет. Это в СССР были необходимы аудиокабинеты, а сейчас у всех компы и интернет, в школе тоже, кабинеты компьютерные есть везде, технические условия для изучения иностранных языков создать не проблема от слова вообще.

Какие языки надо учить?

Английский - самый распространённый язык международного общения.

Арабский - очень важный для экспорта язык, очень странно, что его у нас в школе не учат, реально основной потенциальный сбыт для нас за пределами СНГ это арабы. И так будет ещё очень долго.От себя добавлю, что в арабском не надо так коверкать язык, как в английском. Я этот язык не знаю, но слушал много, и их акцент, когда они говорят по-английски похож на наш.

Фарси - это Иран, потенциально очень интересный рынок, но невероятно сложный, особенно для русских, которых там и народ недолюбливает (удивлены?), и власти особо не хотят видеть (именно так и тому есть причины, не удивляйтесь!). Тем не менее, его тоже можно изучать и на этом тоже можно зарабатывать, просто трудно.

Китайский - без комментариев по-моему, Китай наш основной поставщик всякого хлама и простого оборудования, непростое оборудование тоже он нам поставляет, в том числе такое, которое мы не делаем сами, например мобильные буровые с грузоподъёмностью более 200 тонн,или судовые дизели некоторых классов, а также покупает в огромных количествах наши кондитерские изделия,сырьё, дерево и продукты из него, на чём уже сейчас подкованные в ВЭД парни делают огромные деньги. Плюс мощная волна китайского туризма, стремительно набирающего силу, который тоже надо окучивать.

Плюс реакторы и оружие, но это уже несколько другая тема, тем не менее, знание основных диалектов китайского языка навсегда сделает человека очень обеспеченным.

Французский - играет существенную роль в Африке, если РФ начнёт строить планы насчёт проектов в Африке, то долю французского надо будет поднимать. Если нет, то это маловажный язык, хотя и не бесполезный. Лучше на него время не тратить, особенно учитывая, что французы отказались от суверинитета и от той роли в Африке, которую они раньше играли, и роль их языка будет падать.

Немецкий - имеет смысл только если у РФ появится чёткая и эффективная стратегия по переманиванию Германии от Атлантизма к Евразийству, что по-моему, если и возможно, то нескоро. Поэтому особого смысла учить это язык нет, тем более, что немцы в значительной степени обучены английскому.

Испанский - будет иметь смысл, когда на Кубе либерализуют импорт. Не раньше.

Остальные европейские языки это строго мимо кассы, и имеют право на жизнь или в узких нишах, или как хобби.

Японский - полезен с точки зрения импорта чего-то из Японии, в целом, примерно как французский по важности.

Теперь можете сравнить этот список с тем, что предлагает наша система школьного образования и что про изучение иностранных языков думают наши люди (см.менталитет).

Для того, чтобы что-то продавать людям, мы должны быть в состоянии с ними говорить. Это не требует доказательств. Китай решил этот вопрос, вложив огромные деньги в систему образования, и подготовив целое поколение владеющих английским менеждеров с неплохой технической подготовкой. Помноженное на агрессивное китайское продвижение товаров, хитрую политику по привлечению инвестиций и технологий, которую вело китайское руководство, подыгрывая Западу против СССР, китайское трудолюбие, и на гений Ма Юня, это дало фантастический результат.

В нашем случае полностью такой трюк не повторить - в Китае либералов раздавили танками, а у нас они пришли к власти и обеспечили вывоз из страны сотен миллиардов долларов (тогда как в Китай столько же было вложено),и эту рану уже не залечить. Но задействовать систему образования для решения политических и экономических задач мы вполне можем и должны. Без этого ничего не получится.

Причина 4. Стандарты.

Когда-то СССР доминировал в очень большом количестве стран, однако унифицировать их национальные стандарты с ГОСТами не смог или не захотел. Сейчас, если Вы что-то продаёте, Вам придётся доказывать соответствие Вашей продукции иностранным стандартам.

То есть если клиент просит сталь по немецкому стандарту 9MnSi5, то Вы, конечно, можете предложить отечественный аналог - 09Г2С, но к нему надо приложить сертификат соответствия параметров этой марки стали запрошенной…и вот тут у Вас начинаются проблемы. При том, что сталь одинаковая, процесс получения сертификата, который примут за границей непрост. Я вот, например, даже не знаю с чего начать.

Несоответствие нашей продукции общепринятым в мире стандартам, либо невозможность такое соответствие доказать, является проблемой.

Вам зададут к к какой-нибудь военной детальке требования наличия сертификата по MIL-STD и всё, конец истории.

Как решить это проблему?

Надо идти двумя путями. Первый - навязывать свои стандарты, второй - потихоньку приводить свои в соответствие с международными, и вести политику информирования со стороны поставщиков о том, насколько и как их продукция отличается от международных стандартов для такой продукции.

Реально ли навязать? Да вполне. Вы когда покупаете моторное мало для машины в магазине, то смотрите вязкость по SAE, например 10W-60. А что такое SAE? Это Society of Automotive Engineers - американская структура, которая в определённый момент взяла и заявила себя как международная. Я Вам, к примеру, скажу, что у всех коробок передач для грузовиков, которые выпускаются серьёзными производителями присоединительный стандарт тоже SAE. И ещё много у чего.

Как результат - несертифицированные по американским стандартам продукты во всём мире воспринимаются как некондиционные. Даже Вами лично (масло).

У них получилось? Да.

А у Нас получится?

Скептики, либералы, и другой подобный контингент скажет что нет, но вот зайдите, пожалуйста в Гугл .

Видите? Просто удачный стандарт и востребованный товар - и вперёд. Весь мир знает что такоеэтот GOST 305-82, это никому не надо объяснять.

Ещё отечественных стандартов? Ну вот, например .

Ещё? Не вопрос .

Или вот .

То есть взять и впихнуть в мировой оборот отечественный стандарт можно даже непреднамеренно, соответственно, если вести политику в этом направлении, то почему бы вообще западников не пододвинуть в каких-то местах? И не приравнять наши стандарты к их стандартам?

Как решать вторую часть проблемы?

Ну, например, есть у нас есть процедура получения сертификата соответствия.

По идее, к нему должен идти сертификат о соответствии и несоответсвии общепринятых в мире стандартов на такую продукцию.

Заниматься этим всем, понятное дело, должно государство, но зато эту работу можно начать уже через неделю и закончить лет через пять на всё, что у нас производится, а на основные товары - года через три. Не такая уж и проблема, но для экспорта она необходима. По крайней мере, вопрос о том, что показать заказчику отпадёт. А таблицы соответствий между нашими стандартами и буржуйскими можно вывесить на http://www.ved.gov.ru , причём вместе со сканами всех необходимых документов и поиском.

Ну вот собственно, причины 90% проблем и перечислил. Вроде просто, но в сумме они делают проблему системной. И никакие мантры министров её не решат, если эти четыре проблемы не будут решены. Если будут, то нас ждёт экспортный рывок, однако его масштабы и эффективность зависят от того, как будут разрулены следующие 10% проблемы.

Продолжение здесь, там же можете оставлять комментарии , в первой части они отключены.

Пиар приветствуется.

Сегодня в СМИ





Свежие комментарии