Китай наращивает закупки СПГ. В стране не хватает угля, что грозит дефицитом электроэнергии. Конкуренция с Европой за сжиженный газ возрастает, однако пока Азия платит больше и выигрывает.

Китайская госкомпания Sinopec объявила тендер на закупку 11 грузов СПГ (более 1 млрд кубометров газа) в ноябре—марте.

Жавье БласСтефен Стапжински

По данным GIE, в сентябре поставки сжиженного газа в Европу несколько выросли, до 171 млн кубометров в сутки. Однако это значительно ниже, чем страны ЕС импортировали в апреле — 321 млн кубометров.

Китай не оставляет шансов Европе, так как сам оказался под угрозой нехватки энергоресурсов предстоящей зимой. Как сообщает китайская China Energy News, на электростанциях страны хранится 110 млн тонн угля — на 21 млн тонн меньше, чем год назад. А только этой разницы стране хватило бы на 18 дней, отмечает издание.

В отопительный сезон Китай входит не только с низкими запасами, но и ростом потребления. По данным Китайского совета по электричеству, он составил 16% в первом полугодии.

«Повсюду не хватает угля, и все его ищут. Цена растет, но даже в этом случае его практически невозможно купить», — рассказали China Energy News представители угольной генерации. Источник издания на Северо-Востоке Китая рассказал, что топливо ищут по всей стране и заграницей.

Власти Китая уже вынуждены ограничивать потребление. Так, например, сообщает издание Caixin, сталелитейный завод в Ляньюньгане впервые в своей истории остановился почти на три недели — с 11 сентября до самого конца месяца. Собеседник издания заметил, что ограничения коснулись в провинции Цзянсу и предприятий химической и строительной промышленности.

Агентство Argus сообщает, что из-за ограничений энергопотребления в провинции Юньнань крупный производитель алюминия Yunnan Aluminium снизит производство в этом году на 40% - до 3,21 мл тонн.

Ранее Министерство экологии Китая сообщило о планах жестких ограничений для всей сталелитейной промышленности на использование ресурсов в этом отопительном сезоне и объявило о консультациях.

Goldman Sachs прогнозирует, что в четвертом квартале стоимость импортного угля в Азии вырастет до $ 190 за тонну.

Отчасти такое угольное ралли в Китае объясняется тем, что из-за политического конфликта Пекин запретил импорт топлива из Австралии. С другой, поставки наращивают другие производители.

Ситуация с углем в Китае стала настоящим прорывом для российских экспортеров в этом году. В начале сентября Минэнерго России сообщило, что в первом полугодии поставки топлива в страну выросли на 50% — до 24 млн тонн.

Илья Макаров

Опасность нынешнего ценового ралли для экспортеров состоит в том, что угольные электростанции Китая уже заявляют об убыточности производства. Даже газ стало выгоднее заменять на мазут. Однако в ближайшие десятилетия китайские компании не смогут заменить генерацию на угле и газе «зеленой» и атомной энергетикой. И, как утверждает Центр исследований энергетики и чистого воздуха (CREA), в Китае сейчас ведется строительство 43 новых угольных электростанций.

EADaily