Бери, что дают

RP

Рынок автомобилей столкнулся с новой проблемой: нехватка чипов - тех самых микропроцессоров, которые обеспечивают работу мобильных гаджетов и компьютеров. Они же отвечают за полноценную работу современных автомобилей. При этом российский авторынок в результате перебоев с поставками машин отреагировал на это по-бизнесменски: дилеры продолжили практику навязывания дополнительного оборудования втридорога при продаже машин, которая возникла при дефиците автомобилей из-за пандемии. И делается это с деликатностью слона в посудной лавке, причем жаловаться на такую деликатность бессмысленно.

Впрочем, в минпромторге уверены, что к концу лета 2021 года проблема с дефицитом электроники для автомобилей будет решена. Об этом рассказали "РГ" в министерстве.

"Российская автомобильная промышленность продолжает работать, несмотря на то, что в мировой практике начиная с февраля-марта этого года мы уже видим немало случаев, когда крупные заводы останавливаются из-за недоукомплектованности машин электронными системами. Ожидается, что к концу лета ситуация стабилизируется", - сказали в минпромторге.

В министерстве считают, что заявлять о дефиците автомобилей неправильно. На определенные модели есть повышенный спрос.

Повышенный спрос есть прежде всего на высоколокализованные автомобили, производство которых не зависит от импортных комплектующих. Так, например, продажи LADA в апреле 2021 года в России составили почти 38 тысяч автомобилей, что в четыре раза больше результатов апреля 2020 года и на 17,4% выше продаж апреля 2019 года, - сказали в минпромторге.

По мнению министерства, непростая ситуация с поставками комплектующих сейчас заметна во всем мире. "Но благодаря большой работе, проводимой российскими поставщиками автоэлектроники, а также непосредственному участию органов исполнительной власти, удается в оперативном режиме находить решения в условиях дефицита электронных компонентов. Минпромторг в постоянном режиме взаимодействует как с автопроизводителями, так и с их поставщиками. Мы подключили торгпредства для ускорения поставок комплектующих, отработали экстренную логистику. Успешно отработаны несколько обращений участников рынка", - заключают в минпромторге.

Из-за глобальной нехватки полупроводников крупные автомобильные компании вынуждены сокращать объемы производства автомобилей. Как пишет Financial Times со ссылкой на аналитиков IHS Market, в первом квартале текущего года автопром недосчитался около 1 млн автомобилей.

"Во многих крупных автомобильных компаниях поставки идут очень медленно, и это связано с тем, что им не хватает электроники. Все остальные компоненты автомобиля уже готовы, а вот электроника в них пока не стоит", - говорит генеральный директор информационно-аналитического агентства TelecomDaily Денис Кусков.

На начало кризиса с поставкой чипов сильно повлияла пандемия. Тогда многие заводы прекратили производство автомобилей, отменили поставки комплектующих, в том числе электроники. Зато в это же время вспыхнул спрос на ноутбуки, смартфоны и прочие гаджеты из-за активного перехода всех на удаленку. И производители этой техники практически скупили все чипы.

Как считает руководитель отдела аналитики агентства "Автостат" Андрей Топтун, большинство заводов и производителей пока справляются с проблемой, о чем говорят результаты продаж автомобилей в мире. В первом квартале 2021 года в мире было продано 20,89 млн новых легковых и легких коммерческих автомобилей, что на 21,9% больше показателей годичной давности. Правда этот результат пока ниже результата I квартала 2019 года.

Что же касается окончания напряженности в поставках чипов, то оно ожидается к началу следующего года.

Российские автозаводы по причине отсутствия чипов не останавливались, но один из поставщиков систем ЭРА-ГЛОНАСС, без которой невозможно продавать автомобили в РФ, заявляет о проблемах с поставками электронных компонентов для своего устройства.

Такого же мнения придерживается обозреватель "Вести FM" Игорь Моржаретто.

- Если верить минпромторгу, у нас вообще все замечательно. Но российский автопром - часть мирового автопрома. Проблема есть с ЭРА-ГЛОНАСС, проблемы есть с другими системами. Как может работать завод в Елабуге, если стоит завод в Турции, производящий машинокомплекты? Быстро эта проблема не рассосется.

Впрочем, дефицит машин на нашем рынке связан не с дефицитом полупроводников, считает Андрей Топтун, а с дефицитом автомобилей, который начал возникать еще в сентябре 2020 года. В то время сложились сразу несколько факторов: реализация отложенного на время "самоизоляции" спроса и продолжение затяжного ослабления рубля, во времена которого население активно избавляется от рублевых накоплений. Люди окончательно осознали, что дешевле автомобили уже не будут, и принимали решение не откладывать покупку. Это создало на рынке некий ажиотаж, который ограничивался только отсутствием живых автомобилей, а особенно без дилерской накрутки в виде "допов".

По словам Игоря Моржаретто, дилеры сейчас пытаются заработать, компенсировав все убытки прошлого года, и накопить жирок на будущее.

- Для бюджетных моделей стоимость дополнительного оборудования может доходить до 20 процентов стоимости автомобиля, - поясняет эксперт. - И вариантов нет - либо бери машину с допами сейчас. Либо через 3 месяца, но по другой цене. С точки зрения бизнеса это нормально. По человечески - некрасиво.Для бюджетных моделей стоимость дополнительного оборудования может доходить до 20 процентов стоимости автомобиля

Казалось бы, время навязывания допов должно было пройти со стабилизацией рынка, но проблема с чипами добавила проблем покупателям и маржи автодилерам.

Можно жаловаться, ссылаясь на закон о защите прав потребителей, можно жаловаться производителю, но фактически это ничего не дает. Тем более что, по словам юристов, именно навязывания дополнительного оборудования не происходит. Вы можете взять машину с ними, а можете подождать, когда придет более подходящая вам комплектация.Между тем

Куда жаловаться, если обманули в автосалоне

Как пояснили "РГ" в Роспотребнадзоре, подать жалобу на автосалон можно в следующих случаях: если фактическая цена в договоре купли-продажи автомобиля отличается от заявленной в рекламе или на сайте, а также оговоренной заранее; если комплектация автомобиля по факту не соответствует той, которая заявлялась покупателю ранее. Также пожаловаться на автосалон можно и нужно, если тот отказывается вернуть покупателю внесенный аванс, навязывает дополнительные товары, работы и услуги; пытается продать подержанный автомобиль, прошедший "предпродажную подготовку" под видом нового.

Претензию можно отправить производителю или в уполномоченную им организацию. "Если потребители столкнулись с ситуацией ущемления своих прав, в том числе имущественных, т.е. понесли незапланированные расходы, были лишены возможности отказа от оплаты ненужных опций (в т.ч. дополнительных товаров, работ, услуг), рекомендуем обращаться к виновному лицу (в данном случае - к продавцу товара) с соответствующей претензией", - подчеркивают в Роспотребнадзоре.

Можно обратиться и в сам Роспотребнадзор. К обращению необходимо приложить документированные доказательства, а также претензионную переписку с продавцом.

"Если вы стали жертвой откровенного мошенничества, то следует немедленно обращаться в полицию с соответствующим заявлением", - уточняют в ведомстве.

И обращают особое внимание на тот факт, что навязывание дополнительных товаров и услуг статьей 16 Закона "О защите прав потребителей" запрещено.

Подготовила Ольга Игнатова

Россикйская газета

Подписаться на Русский пульс

Подпишись, чтобы не пропустить свежие статьи. Подпишись сейчас, чтобы читаться статьи, доступные только зарегистрированным пользователям.
pochta@mail.ru
Подписаться