Недоумение вызывает оглушительный визг, поднявший в российской блогосфере после успешного полёта Crew Dragon к МКС. А вызвано это недоумение крепкой памятью, в которой запечатлены все многолетние обещания Илона Маска и то, что получилось у якобы «частной» SpaceX по факту.

Я поздравляю всех маскофилов с тем, что они, наконец-то, могут сказать, что их накачанный через медийную соломинку кумир – не полный, стопроцентный лжец. Хоть какое-то из многочисленных обещаний Маска воплощено в жизнь. Но это не означает, что следует закрыть глаза на несоответствие обещанного – сделанному.

Впрочем, обо всём – по порядку.

Итак, в ноябре минувшего года Россия отказала США в выделении дополнительных мест для астронавтов на «Союзах».

https://www.youtube.com/watch?v=26zwz-bG2Bg

После этого боль пониже спины у американцев стала ещё сильнее, чем в предыдущие годы, когда они были вынуждены ходить на поклон к клятым русским.

Тут напомню, как описывали всё это российские оппошизики. Они годами, после того, как пилотируемая космонавтика в США крякнула, говорили нам, что это неважно. Мол, захотели бы – так сделали бы свои пилотируемые запуски, но зачем, если русские возят, а баксы всегда можно донапечатать? Рыночек порешал, короче.

Однако такая позиция нисколько не мешала тем же оппошизикам свято веровать любому обещанию со стороны Маска. Который годами кормил их чем-то коричневым с лопаты, втирая, что пилотируемый запуск уже вот-вот состоится.

Я специально буду брать данные из Википедии, админов которой трудно заподозрить в симпатиях российской космонавтике.

Итак, начнём с ракеты-носителя.

«SpaceX была основана в июне 2002 года. 24 марта 2006 года произведён первый для компании запуск ракеты-носителя Falcon 1, завершившийся аварией».

https://ru.wikipedia.org/wiki/SpaceX

То есть, компания Маска – это никакой не стартап. Ей – без малого 18-ть лет. А ракеты она запускает уже 14-ть лет. Для сравнения – между окончанием Великой Отечественной и полётом Юрия Гагарина прошло меньше лет, чем на данный момент – с даты основания SpaceX.

Тут, конечно, маскофилы заверещат, что «это совсем другое дело», упирая на «частный» характер компании Маска.

Но мы-то знаем, что этот «частный характер» – фикция. Правительственная организация, NASA, передала SpaceX целую пачку технических решений. Это зафиксировано на сайте самого звёздно-полосатого агентства.

https://www.nasa.gov/feature/ames/ames-contributions-to-spacex-commercial-crew-missions/

Ключевые технологии, сделавшие полёт Crew Dragon возможным, передал компании Маска Исследовательский центр Эймса, то есть – подразделение NASA.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Исследовательский_центр_Эймса

Вот что написано об этом центре, сокращённо называемом ARC, на сайте NASA.

«Центр Эймса предоставил SpaceX технологию для первичного теплозащитного экрана Dragon для проектирования, полномасштабного производства и лётной сертификации. Технология NASA, получившая название Phenolic Impregnated Carbon Ablator, или PICA, представляет собой долговечный материал теплозащитного экрана с уменьшенным весом, который был изобретён в ARC в начале 1990-х годов. Тепловой экран Crew Dragon использует версию исходного материала NASA PICA для своей системы тепловой защиты, чтобы защитить экипаж, когда космический корабль входит в атмосферу Земли.

Аэротермическая среда, используемая для разработки и сертификации капсул Crew Dragon, была произведена с помощью программного обеспечения, созданного инженерами Центра Эймса. Программное обеспечение, называемое Data-Parallel Line Relaxation, или DPLR, анализирует и прогнозирует экстремальные условия, с которыми сталкиваются космические аппараты и космические корабли-роботы при сверхскоростных входах в атмосферу планет. Программное обеспечение может создать высокоточную, смоделированную среду входа, которая превосходит возможности любой испытательной установки на Земле, позволяя инженерам разрабатывать и применять материалы для теплозащиты, подходящие для таких интенсивных условий нагрева».

https://www.nasa.gov/feature/ames/ames-contributions-to-spacex-commercial-crew-missions

Вы видите тут хоть слово об «эффективном частном космосе»? И я не вижу. Зато вижу фразу «Центр Эймса предоставил SpaceX технологию». Не продал, а предоставил. Безвозмездно, то есть – даром. И да, «тепловой экран Crew Dragon использует версию исходного материала NASA PICA». То есть, сама SpaceX ничего нового туда не допилила.

А каком прорыве Маска может идти речь?

Едем дальше. О том, что SpaceX плотно сидит на госдотациях, я напоминал не далее, как в апреле.

https://www.youtube.com/watch?v=QCnLUOE2cmE

Помимо прямых дотаций, в компанию Маска вкачивают огромные деньги путём выделения господрядов. Так, подряды от NASA составляют по состоянию на минувший год 905 миллионов долларов, это 6-е место среди всех подрядчиков агентства.

http://www.fi-aeroweb.com/Top-100-NASA-Contractors.html

Правительственные подряды Маск окучил на ещё бОльшую сумму – 1,292 миллиарда долларов.

http://www.fi-aeroweb.com/Top-100-US-Government-Contractors.html

И, наконец, отдельно военные подряды SpaceX – 377 миллионов долларов.

http://www.fi-aeroweb.com/Top-100-Defense-Contractors.html

В целом, Маск выдоил из американского бюджета 2,574 миллиарда долларов. Это – не частные инвестиции, это освоение казённых денег. И если бы в США так и говорили: «мы хотим вновь догнать Россию, как когда-то догоняли СССР», к ним бы и вопросов не было.

Догоняйте, дело нужное. Нашему Роскосмосу нужна конкуренция, иначе он почивает на лаврах и тоже развивается не столь быстро, как хотелось бы.

Но о «частном космосе», который на деле получил все ключевые решения от NASA, зачем врать?

А врут они затем, чтобы сделать вид, будто всё разрабатывалось чуть ли не с нуля, и потому, мол, так долго и с такими провалами. Ведь характеристики того корабля, который, ай, молодцы, успешно запустили и состыковали с МКС, и близко не похожи на те, которые были обещаны. По многим моментам.

Вот пример.

«Dragon 2 представляет собой усовершенствованную пилотируемую версию многоразового аппарата Dragon, которая позволит экипажу добираться до МКС и возвращаться на Землю. В версии, представленной в сентябре 2015 года, было 5 кресел для астронавтов, затем корабль проектировался как семиместный, но впоследствии, с целью уменьшения перегрузок испытываемых экипажем при посадке на воду, был изменён угол установки сидений, и максимальная вместимость капсулы сократилась до четырёх пассажиров».

https://ru.wikipedia.org/wiki/Dragon_2_(космический_корабль)

Одной из главных завлекух «частного космоса» была массовость. Дескать, русские по три человека доставляют, а мы будем в два раза больше доставлять. Что в итоге? Максимальную вместимость сократили до 4-х кресел. А отправили – двоих астронавтов. Ну ладно, может, побоялись на первый раз-то, памятуя громкие катастрофы былого.

Но вместимость-то всё равно не равна обещанной, прорывной. И так – по куче параметров.

«Первоначально в мае 2014 года предполагалась управляемая посадка на двигателях (парашютная схема в качестве резерва) и выдвижные опоры для мягкой посадки. По словам разработчиков, благодаря двигателям SuperDraco аппарат способен приземляться практически в любом месте с точностью вертолёта, а возможность управляемой посадки сохраняется при отказе 2 из 8 двигателей. В случае отказа двигателей посадка выполняется на парашютах. SuperDraco являются первыми двигателями в космической промышленности, изготовление которых возможно по технологии 3D-печати.

В 2017 году компания отказалась от управляемой посадки с использованием двигателей SuperDraco из-за сложности сертификации этой системы для пилотируемых полётов. Корабль будет приводняться с использованием парашютов».

https://ru.wikipedia.org/wiki/Dragon_2_(космический_корабль)

Вжух – и снова реальность не соответствует обещаниям. А ведь посмотрите, как Маск старался, даже модную 3D-печать приплёл. Где прорывные двигатели? В Караганде. Они-то типа есть, но использовать их, словно в фантастических фильмах, не вышло.

То же самое – с главной заманухой маскофилов – многоразовостью использования Falcon 9. Вот громкие заголовки.

«После последнего пуска ракеты Falcon 9 американская компания SpaceX в 50-й раз посадила первую ступень носителя, сообщает Space.com. До этого использовавшаяся в составе ракеты первая ступень запускалась в декабре 2019 года».

https://lenta.ru/news/2020/03/07/spacex/

А реальность такова: нам не известно, использовались ли при типа повторных запусках те самые ступени, которые были запущены ранее, или нет. Ведь отчётность SpaceX закрыта, мы не видим, куда и как распределяются средства. Кто гарантирует, что повторные запуски Falcon 9 – не имитация, в условиях, когда Маск – врёт, как дышит?

Никто.

Повторный запуск – это не факт. Это утверждение SpaceX, не проверенное сторонними экспертами. Ни наши, ни китайцы не приезжали на возвращение запущенной ступени, чтобы вместе с американцами сделать её дефектоскопию и определить, может ли она быть использована повторно хотя бы один раз.

А ведь, напомню, изначально Маск обещал бешеное, на порядки, удешевление космических пусков за счёт повторного использования ступеней. По факту же – ценники на запуски от SpaceX лишь выросли.

И вот теперь, когда мы вспомнили всё названное ранее, вернёмся к старту Crew Dragon. Молодцы ли американцы? Конечно. Особенно – астронавты молодцы. Лично я бы в тех костюмах, которые на них напялили, на орбиту лететь не рискнул.

Но что в этом старте прорывного-то? Они просто наконец-то догнали наш Роскосмос. Всё. Это единственная заслуга американского государства, прикрывающегося распильной ширмой в виде SpaceX во главе с жуликом Маском.

Никаким «частным космосом» как не пахло, так и не пахнет. Мы просто вернулись к бодрящей конкуренции времён Холодной войны. Прорыв – не состоялся. Ни по одному из заявленных пунктов.

Посмотрим, кстати, как они ещё назад возвратятся. Я желаю им всего наилучшего, конечно, но надо сделать поправку на деградацию американской инженерной школы за годы торжества имитационного псевдо-хайтека.

Никакими «похоронами Роскосмоса» и не пахнет. Один успешный запуск – это просто один запуск. А вот там, где SpaceX пытается создать ракету «с нуля», без наработок NASA – снова провал.

«В Техасе взорвался опытный образец космического корабля Starship, разработанного компанией Илона Маска. Инцидент произошёл на полигоне Бока-Чика в районе американо-мексиканской границы.

Как сообщает издание Spaceflight Now, взрыв произошел спустя две минуты после того, как был запущен двигатель Raptor. Ракета была полностью уничтожена, а её обломки разбросало вокруг стартовой площадки».

https://www.rbc.ru/society/30/05/2020/5ed191259a7947a752e82c4e

В общем, а не спешите нас хоронить, маскофилы. Мы вам о вашем радостном кудахтанье по поводу запуска 31-го мая ещё напомним.

Руслан Осташко