ЧП в Суэцком канале стало сигналом для мировой логистики в пользу Севморпути

RP

400-метровый контейнеровоз Ever Given, севший на мель в Суэцком канале и надолго перекрывший движение в обе стороны, привлек внимание даже тех, кто к морскому судоходству отношения не имеет, но уже привык, что все заказанное и оплаченное должно приходить к покупателю в надлежащем виде и без задержек.

Скажем больше. "Тромб" в Суэцком канале, созданный одним суперконтейнеровозом, стал сигналом для мировой торговли и логистики. Сигналом к тому, что надо иметь и развивать альтернативные маршруты перевозок. Вопрос особенно актуален для стран Азиатско-Тихоокеанского региона, их торговых партнеров в Западной Европе и, конечно, для России.

Судите сами: открытие в 1869 году водного пути между Индийским океаном и акваторией Средиземного моря с выходом в Атлантический океан сделало такие связи на восемь тысяч километров ближе и короче, чем средневековый путь вокруг всего африканского континента. А маршрут через дальневосточные и арктические моря, совсем недавно получивший название Северный морской транспортный коридор, еще больше сокращает расстояние. И на 13 дней - время доставки грузов. А если рейс на две недели короче и трубы судовых двигателей это время не дымят, то и выбросы СО2 на один перевезенный по морю контейнер сокращаются. По расчетным оценкам - на 30 процентов.

Конечно, стать полной альтернативой маршруту через Суэцкий канал, который существует уже полтора века и хорошо освоен, только заявляющий о себе Северный морской транспортный коридор не может. И так вопрос никто не ставит - даже при том, что Севморпуть как ключевое звено СМТК уже известен и во многих отношениях проверен.

"Базовой альтернативой является маршрут в обход мыса Доброй Надежды, но это существенно удлиняет маршрут, что не только увеличивает время перевозок, но и углеродный след", - поделился своими оценками директор Института исследований развивающихся рынков Московской школы управления "Сколково" Алексей Калинин.

У арктической трассы, по его же словам, есть свои безусловные преимущества.

"Это более короткий путь между Европой и Азией, - приводит слова эксперта РИА Новости. - И наличие такой альтернативы в виде полноценного, базового маршрута, экологически эффективного с точки зрения углеродного следа, маршрута, который может взять на себя часть глобального трафика, будет сейчас приниматься во внимание участниками рынка перевозок".

И в этом представитель "Сколково" не одинок. Вторые сутки напролет за тем, что происходит в Суэцком канале и вокруг него, наблюдают руководители крупных логистических структур.Прямая речь

Александр Неклюдов, глава "Русатом Карго":

- Суда и раньше садились на мель в Суэцком канале, но нынешний случай во многих смыслах уникальный. Впервые на мель село судно таких размеров, что создало беспрецедентный сбой в ритмичности судоходства. В том, что случилось, реализовался серьезный риск для евроазиатского товарообмена из-за отсутствия альтернативных транспортных артерий. Это сигнал для мировой торговли: чтобы глобальный товарообмен сохранял устойчивость, нужна логистическая альтернатива, которой может стать Северный морской путь. Благодаря СМП можно сэкономить до 13 дней в пути, в значит, будет меньше объем выбросов СО2. При внедрении цифровых технологий появляется возможность проактивного управления рисками. Это особенно актуально в условиях пандемии COVID-19, когда все транспортные артерии должны работать ритмично, без неожиданных сбоев.

Не стоит забывать еще об одном риске - пиратстве, в особенности в Малаккском проливе. Не все знают, что страховка от рисков пиратства сопоставима с дополнительными страховыми платежами при проходе по Севморпути. И по мере того, как северный маршрут будет развиваться, страховые тарифы станут ожидаемо снижаться.

Россикйская газета

Подписаться на Русский пульс

Подпишись, чтобы не пропустить свежие статьи. Подпишись сейчас, чтобы читаться статьи, доступные только зарегистрированным пользователям.
pochta@mail.ru
Подписаться