Товарищ Сухов. *** …Один на переднем крае.


Континенталист, 29.10.2017 11:07   –   cont.ws  


Одинокий герой на фронтире — узнаваемый, каноничный образ Империи.

Где-то по Азии, Африке, Америке идёт отважный завоеватель, несёт Цивилизацию и сопутствующее ей «бремя белого человека» и так далее. По диким местам солдат Империи идёт не как хозяин, но как демиург, подчиняя враждебное окружение и озаряя безжизненность пейзажа светом Творения, Знания и Прогресса.

И русские, разумеется, имперский народ, сумевший под сенью своего могущества объединить бесконечные пространства в пределах двух континентов и трёх океанов.

Историческая Россия окончила своё существование, но русские люди никуда не делись и деться не могли. И ничуть не поменялись. И товарищ Сухов — агент цивилизации на краю обитаемой вселенной, проклинающий осточертевшую пустыню, но знающий её, как свои пять пальцев, уверенно идущий по ней во все стороны и, конечно, осознающий меру своей ответственности за всё, что в ней происходит.

Но тем ведь русский цивилизатор и отличается от какого-нибудь англосакса — мерой ответственности. Цивилизация — это ещё и ценности свободы и гуманизма, красноармейцем понимаемые предельно прямолинейно и недвусмысленно. В его глазах неблагодарные туземцы не ответят по-киплинговски ненавистью на добродетель — потому что добродетель очевидна и доказана научно. Почему доказана? Ну, как же, ведь Сухов служил (видимо, в единственном числе) в «Интернациональном революционном пролетарском полку имени товарища Августа Бебеля» и даже если он не был знаком с трудами самого Бебеля, то какая разница — практика от теории, бывает, отстоит очень далеко, но без неё всё-таки не существует.

Не так важно, кто вообще такой Бебель, если русский солдат несёт под этим именем в пустыню идеалы европейского гуманизма, реализуя их на практике практически в одиночку.

«Ты один стоишь целого взвода, а то и роты» — говорит пробегающий красный командир Сухову, на что тот отвечает лишь улыбкой. Один герой на фронтире может стоить и взвода, и роты, и целой армии, потому что в его руках то, чего там нет — цивилизация.

***

Но Сухов не был бы Суховым без его писем — и здесь образ замыкается в своей цельности окончательно. Рискуя повториться до тавтологии, просуммирую: русский человек, носитель великой культуры и революционной теории, по пустыне, в которую сам же и принёс идеалы свободы, справедливости и прогресса, одиноко бредёт не куда-то — а домой. Пора, потому что. Домой, где его ждёт жена, в мысленной переписке с которой соединяется у героя извечно-русское — и прогрессивно-коммунистическое.

Кому-то — просто остроумные словесные пируэты сценаристов, но меня поразило. Ведь товарищ Сухов уже не просто герой, так сказать, залихватского вестерна — он практически эталон того извода русского человека, которого можно назвать «русским советским» или «русским коммунистом».

***

Октябрьской Революции в 17 году исполняется сто лет — и последнюю четверть этого века её идеалы в глубоком кризисе. Но Россия по-прежнему стоит на месте, а русские — великий имперский народ, чувствующий свою ответственность за цивилизацию на дальних рубежах обитаемой вселенной. Пусть даже края эти уже давно поросли чертополохом, или просто вернулись в своё изначальное состояние безжизненной пустыни, окутанной тьмой невежества.

Проблема лишь в том, что тьма сегодня сильнее, а товарищ Сухов никак не вернётся домой, чтобы построить справедливое общество всеобщего равенства тут. Собственно, ведь именно это была его цель, а подвиги в Средней Азии — небольшие приключения в этом подзатянувшемся возвращении, который он сам описывал со скупой иронией.

Но ведь одного без другого не бывает.

Русский народ, конечно, справится и с тем, и с другим, и ещё с собственными взбунтовавшимися окраинами на сдачу, но находясь в глубоком кризисе смысла своего существования, кризисе своей идентичности, на текущий исторический момент он может это всё делать лишь вполсилы.

Отдавая отчёт в этом, важно помнить, что идеи справедливости и прогресса давно стали неотъемлемой частью этой самой русской идентичности, так же, как «русские красные» — естественной частью русской нации. И нет противоречия в том, чтобы, выбрав правильный порядок действий, сделать хорошо и себе — и другим.

Правильный порядок — и правильный инструментарий.

А если красноармеец Сухов стоил целой роты, то чем мы хуже?

http://kashin.guru/2016/06/29/…

Товарищ Сухов. https://cont.ws/@anddan01/7535…  https://cont.ws/@anddan01/7535…https://cont.ws/@anddan01/7535…  https://cont.ws/@anddan01/7536…  

Тому остаюсь свидетелем боец за счастье трудового народа всей земли, Закаспийского интернационального революционного пролетарского полка имени товарища Августа Бебеля демобилизованный красноармеец Сухов Федор Иванович.

Сухов - это философия ! Сухов это наш образ. Образ не жизни а Мiръ.

Товарищ Сухов -может быть понят только руским человеком… только воином и Человеком… душой и сердцем ..

Сухов - бессмертен… каждый настоящий мужик узнаёт в нём себя.

Сегодня в СМИ