Матильда”: после просмотра…


Континенталист, 29.10.2017 21:22   –   cont.ws  


Видимо, не зря накопившаяся за предыдущие сутки усталость отвела меня от рязанского “Люксора” и второго вечернего сеанса “Матильды”, сэкономив немного времени и денег на просмотр сего “опуса”, когда я вместо почти 2-х часового сидения перед широким экраном и последующей ночной поездки за рулем,  просто скачал фильм из Сети.  

Как и предчувствовал ранее, шумиха вокруг того, что “канонизированный Николай 2 должен быть без греха, а он “зажигал” с танцовщицей”, не стоит тех истерик, что нам довелось видеть все эти месяцы, но и вместе с тем, не оправдалось и предчувствие, что “Матильде” вполне было по силам, если и не оказаться рядом с предыдущим (и единственным) творением Учителя, что мне довелось посмотреть пару лет назад (фильм “Край”), то быть  где-то с ним рядом.

Но - нет, подобного не случилось, новый фильм не стоит даже рядом, притом, что тот же синопсис фильма на Киноафише был расписан аццки как завораживающе для особо впечатлительных личностей, к которым,  мне повезло не относится....  

Последний русский император и балерина, утвердившая славу русского балета. Страсть, которая могла изменить русскую историю. Любовь, ставшая легендой. В жизни каждого человека случаются несколько дней, которые могут изменить ее навсегда. Когда происходит самое главное. Ты оборачиваешься на голос любви. И делаешь выбор. Но если властитель империи полюбит танцовщицу, сводящую с ума своей красотой… Успенский собор, Кремль, Ходынское поле, царские дворцы, сцены Мариинского и Большого театров — там, где бьется сердце вечной России… 

Да, за завораживающим описанием фильма скрывается пустота сценария, более похожего на нарезку сцен, чем на логическое повествование, пустота во всем, и если этот стало результатом работы 10 сценаристов, как где-то писалось, то легче этих сценаристов сразу усыпить, но не давать  им написать еще хотя бы одну сцену либретто.

Если-же характеризовать кратко, то “Матильда”  это не более чем фильм-компот, дорогостоящий и низкопробный (как собственно, раньше и  предполагал),  где единственное достоинство - костюмы, драгоценности, декорации, да и, совсем немного (насколько позволяла судить скаченная копия) - операторская работа, что и понятно,  с таким бюджетом завалить еще и визуальную часть это надо было постараться.  

В остальном-же -  сплошной сумбур и бестолковость,  в которых Матильда Кшесинская не много ни мало - беспринципная проститутка, балет - публичный дом, а балетмейстер - сутенер, где за Матильдой гоняются Поклонская (зачеркнуто) трое любовников (один из которых царь), тамошняя Кговавая ГэБня, а пока не нужная наследнику  Алиса Гессенская (будущая царица) занимается голимым мистицизмом. Все бы ничего, но при этом, ГГ (главные герои),  гоняясь друг за другом  постоянно падают,  то в обмороки, то просто спотыкаясь, то с эшафота, тем самым, выпячивая еще одни недостатки фильма,  в виде отсутствия фантазий на тему экшена у тех же сценаристов, и еще больше усиливая впечатление, что происходящее - бред сивой кобылы. 

Поэтому восторга от просмотра я не ощутил, даже мелькающие сиськи Матильды и размытые  постельные сцены не впечатлили (естественно, в моем-то возрасте и не такое видел), но и докапываться до деталей не буду, как и не буду трогать историческую достоверность. 

В первом случае, потому что детали теряются на фоне вышеописанных недостатков, а во-втором, потому как представляется, не стоит требовать историческую достоверность от таких фильмов там, где История самими историками давно превращена в потрясание старым грязным бельем на потребу публики, и выяснением между собой у кого оно чище, хотя отрицать роман Кшесинской и цесаревича  смысла не вижу. 

Есть многочисленные документы по этому поводу, и фильм Учителя в этом плане, действительно построен на базисе, не противоречащем имевшей место истории взаимоотношений балерины и наследника престола,  что отчасти стоило записать на счет создателей фильма, не покрививших душой,  когда говорили, что фильм основан на реальных событиях.

Искать в фильме  такой элемент, как явную  клевету  на личность цесаревича нет смысла, было  бы гораздо хуже,  если кто -нибудь решился попробовал  снять историю царской семьи начала века так, как она описана в дневниках и мемуарах тех лет, сценарий экранизации  получил-бы ограничение “18+”,  и действительно взорвал-бы  страну по выходу на широкие экраны, если-бы вообще вышел.

А так, “Матильда” в когорте  отечественных современных фильмов, основанных якобы на реальных событиях (в действительности имеющих элементы весьма вольно интерпретируемые, а порой и резко искажающие), не самый худший из худших, но - и не лучше, тем более, что, повторюсь, отрицать любовные связи, имевшиеся между двумя историческими персонами, представленными в фильме, действительно за гранью разума.

Поэтому говорить, что кино антироссийское и пошлое, не знаю, я бы лично не стал, скорее склонен согласится с ранее прозвучавшими оценками о том, что фильм откровенно промонархичен, и даже откровенные сцены в фильме - ни о чем,  если родители не догадаются притащить своих детей (ниже рекомендуемого возраста) в кино, которое смотрибельно, по сравнению с теми же “Симпсонами”, что нередко крутят по ТВ в самый прайм-тайм.    

Но говорить об этом за людей, которые сформировали свое предубеждение против фильма задолго до его выхода на экраны, я не буду,  свое мнение они выработали заранее, и им жить с тем, что свои предвзятым отношением вынесенным в публичную плоскость, они создали ажиотаж вокруг проекта Учителя, тогда как при игнорировании проблематики фильма, вполне  могли обеспечить “Матильде” громкий коммерческий провал.

Вместо этого  люди стали невольными участниками грандиозного маркетингового хода, где  успешно была проэксплуатирована полученная (при неоднозначных обстоятельствах) в 90-х годах святость  образа Николая Второго, который вместе с неоднозначно воспринимаемыми  личностями Ленина и Сталина, не дает нам примириться внутри общества уже более четверти века. С этим пора заканчивать так или иначе, но,  видимо,  до нахождения баланса между сторонниками тех или иных идей - далеко, а значит фильмы, театральные постановки, посвященные значимым персонам (событиям) тех лет будут иметь своих заранее ангажированных противников, сторонников,  и тех, кто будет призывать предварительно посмотреть, прежде чем что-то утверждать.

Что -же будет сейчас с данным конкретным фильмом - не знаю, да и его дальнейшая судьба мне безразлична, поэтому, советовать сходить “Матильду” и платить деньги - не буду, скорее наоборот, советую дождаться хорошего качества и посмотреть бесплатно это проходной фильм, выросший из семян общественного скандала. Но идти или не идти - личное  дело каждого,  так как при этом  каждый ничего не потеряет (кроме времени и денег), но в тоже время и ничего не приобретет…

AlexTires

Сегодня в СМИ