Балтийскому флоту России — 315 лет.


Континенталист, 18.05.2018 10:48   –   cont.ws  


Строительство военно-морского флота на Балтике определялось военно-политическими целями Российского государства, поставленными на период ведения войны со Швецией, начавшейся в 1700 г. Важнейшей из них являлся выход России к побережью Балтийского моря. Для достижения этой цели необходимо было разгромить шведские озерные флотилии и овладеть приморскими крепостями, и именно для этого были необходимы военные суда. В 1702 г. на новгородской и псковской верфях началось строительство кораблей. К тому моменту структура предполагаемых морских соединений еще не была определена.

</div> </figure>

Овладение 11 (22) октября 1702 г. русскими войсками крепостью Орешек, расположенной в устье Невы, существенно изменило военно-политическую ситуацию в регионе. Это событие по существу подготовило условия для перевода вопроса о создании регулярного флота на Балтийском море в практическое русло. Заложенные в конце 1702 — начале 1703 г. на Сясьской верфи два новых фрегата, в дополнение к уже заложенным там четырем фрегатам, изначально предназначались не для Ладожского озера, а для формирования корабельного состава будущего флота на Балтике.

Указом Петра I от 13 (24) января 1703 г. было предписано построить еще шесть фрегатов. Ближе к марту Петр I пришел к выводу о необходимости создания более мощного соединения на Балтике, чем предполагалось ранее. В том же году им был составлен судовой список, который с полным основанием можно считать программным документом строительства Балтийского флота.

В нем определялись количественный и качественный состав судов, необходимых для флота: «12 кораблей, 10 шнав, 3 флейта, 6 буеров, 1 буерс, 6 шмак, 10 шкун, 10 галер». Однако дата написания этого документа осталась неизвестной, в связи с чем при установлении дня основания Балтийского флота пришлось использовать определенное допущение. Наиболее приемлемой датой определено 7 (18) мая 1703 г. — день победы 30 российских лодок с двумя ротами Семеновского и Преображенского полков под командованием Петра I над двумя шведскими военными судами «Гедан» и «Астрильд».

Тогда 5 (16) мая указанные шведские суда, из эскадры Г. Нуммерса, не зная о том, что крепость Ниеншанц находится в руках русских, подошли к ней и стали на якорь. Петр решил воспользоваться неосторожностью неприятеля. Отряд русских гвардейцев, посаженный на 30 лодок, под командованием самого царя и А.Д. Меншикова в ночь на 7 (18) мая внезапно атаковал суда и захватил их. На судах находилось 18 пушек. Из 77 человек было пленено 19, остальные 58 человек убиты.

Этот бой являлся первым вооруженным столкновением на Балтике, имел большой резонанс и важное символическое значение в истории создания Балтийского флота. В честь победы выбита медаль с надписью: «Небываемое бывает». Военный совет наградил Петра I и Меншикова орденами Андрея Первозванного, а все участники боя удостоились наградных медалей (офицеры — золотых, солдаты — серебряных).

Со взятием Ниеншанца Россия получала выход в Балтийское море. Открывалась возможность для налаживания торговых связей с другими странами. Встал вопрос о защите устья Невы. В журнале Петра I есть такая запись: «По взятии Канец (Ниеншанца) отправлен воинский совет, тот ли шанец крепить, или иное место удобнее искать (понеже оный мал, далеко от моря, и место не гораздо крепко от натуры), в котором положено искать новаго места, и по нескольких днях найдено к тому удобное место остров, который назывался Люст Еланд (то есть Веселый остров), где в 16 день мая крепость Петропавловская заложена и именована Санктпетербург». Так 16 (27) мая 1703 г. был основан город Санкт-Петербург, ставший позднее новой столицей Российского государства.

А. Шарлемань. Заложение Санкт-Петербурга. 1703 г.

Весной 1703 г. с целью надежного прикрытия подступов к устью Невы и Санкт-Петербургу близ острова Котлин была построена крепость Кроншлот, вооруженная 14 орудиями. На Котлине установили артиллерийскую батарею из 60 орудий.

В конце мая — начале июня 1703 г. русские войска овладели крепостями Ям, Копорье. Тем самым враг был изгнан с территории древней Ижорской земли. Во всем этом была немалая заслуга и молодого Балтийского флота.

М.В. Петров-Маслаков. Приход первого фрегата Балтийского флота «Штандарт» в Санкт-Петербург в 1703 г.

В 1704 г. в Санкт-Петербурге было основано адмиралтейство. Дальнейшее стремительное развитие российских морских сил на Балтике привело к созданию сильного флота Балтийского моря, разделенного на несколько эскадр с разными местами базирования. Главной задачей флота стала оборона столицы с моря.

Строящийся флот отвечал всем требованиям времени. Основными классами парусных судов были линейные корабли и фрегаты. Линейный корабль имел водоизмещение 1–2 тыс. тонн, трехмачтовое парусное вооружение, 2–3 батарейные палубы (деки), на которых устанавливалось 52–90 пушек 24-, 12- и 6-фунтового калибра. Фрегат имел одну-два батарейные палубы и вооружался 25–44 орудиями.

Галера петровских времен. Фрагмент гравюры А. Зубова «Прешпект вверх по Неве». 1721 г.

Основным типом гребного судна стала скампавея. Благодаря большей легкости и лучшей маневренности по своим мореходным качествам она выгодно отличалась от западноевропейских галер. Это было особенно важным для действий в шхерных районах Финского и Ботнического заливов. Скампавея имела до 18 пар весел, от трех до пяти пушек 12-, 8- и 3-фунтового калибра и до 150 человек экипажа.

С 1703 по 1709 г. на Балтике было введено в строй 15 фрегатов, 13 шняв, три бомбардирских и 44 других более мелких парусных судна. Шхерная флотилия состояла из 114 гребных судов: двух прамов, 91 бригантины, 21 галеры и полугалеры.

С.Д. Всеволожский. Смотр флота на Неве. ЦВММ

После 1709 г. были оборудованы базы флота в Кронштадте, Выборге и Ревеле. Основными классами боевых судов, базировавшихся в этих базах, стали линейные корабли и фрегаты. К концу войны Россия почти в два раза превосходила Швецию по численности линейных кораблей.

Крепость Кронштадт. 1780 г. Акварель

Балтийский флот сыграл важную роль в войнах XVIII в. Его история отмечена громкими победами в Гангутском (1714), Гренгамском (1720), Гогландском (1788), Ревельском и Выборгском (1790) и других сражениях. На протяжении всей истории балтийцы одержали немало побед над захватчиками, пытавшимися оттеснить Русское государство от побережья Балтийского моря. Не раз им приходилось отстаивать интересы страны и на других морских театрах.

Л. Каравак. Портрет Петра I на фоне объединенной русско-англо-голландско-датской эскадры, которой он командовал в августе 1716 г.

Эскадры Балтийского флота участвовали в реализации политики вооруженного нейтралитета в 1780-х гг., в 1-й и 2-й Архипелагских экспедициях, в ходе которых были одержаны блестящие победы в Чесменском (1770), Афонском (1807) и Наваринском (1827) сражениях. В начале ХХ в. корабли Балтийского флота совершили беспримерный переход на Дальний Восток в составе 2-й и 3-й Тихоокеанских эскадр.

Памятник Петру I, основателю Кронштадта. Открыт в годовщину Полтавской победы 27 июня 1841 г. Отлит П.К. Клодтом по модели Т.И. Жако

Моряки Балтийского флота прославили Россию великими географическими открытиями и кругосветными плаваниями. Это в первую очередь относится к открытию русскими моряками под командованием Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева Антарктиды (1820).

Памятник Ф.Ф. Беллинсгаузену. Кронштадт. Установлен 11 сентября 1870 г. Скульптор И.Н. Шредер, архитектор И.А. Монигетти

К концу XIX в. Балтийский флот был одним из самых сильных флотов мира. Восстановленный в численности после неудачной Русско-японской войны 1904–1905 гг. Балтийский флот принял активное участие в Первой мировой войне.

Из кораблей Балтийского флота, переведенных на Север, 1 июня 1933 г. циркуляром начальника штаба РККА была сформирована Северная военная флотилия, преобразованная 11 мая 1937 г. в Северный флот.

Кронштадтский морской Николаевский собор. Храм-памятник морякам, прославившим Российский флот. Сооружен на Якорной площади Кронштадта по проекту архитектора В.А. Косякова. Освящен 23 июня 1913 г.

Лучшие представители Балтийского флота внесли неоценимый вклад в развитие русского военно-морского оружия и военно-морского искусства, в отечественную науку и культуру. Это практически все великие флотоводцы, герои морских сражений адмиралы Ф.Ф. Ушаков и М.П. Лазарев, П.С. Нахимов и В.А. Корнилов, С.О. Макаров и Н.О. Эссен. Первооткрыватели новых земель В.И. Беринг, Ф.Ф. Беллинсгаузен, Г.И. Невельской, композитор Н.А. Римский-Корсаков, писатели А.П. Соболев и С.А. Колбасьев, изобретатель радио и радиолокации А.С. Попов, физик Б.С. Якоби, собиратель русского слова В.И. Даль, кораблестроитель академик А.Н. Крылов гордо называли себя балтийцами.

Корабли Балтийского флота прокладывали курс во всех океанах и морях. Осваивали Дальний Восток и Средиземное море. Описание северных берегов России, первое кругосветное плавание и обеспечение жизнедеятельности русской Америки, открытие последнего из континентов планеты Антарктиды - все это стало возможным благодаря балтийским морякам.

На карте мира остались 432 географических открытия, которые носят имена 98 адмиралов и офицеров Балтийского флота.

В годы Первой мировой войны (1914—1918), уничтожив более 100 кораблей и вспомогательных судов противника, Балтийский флот выиграл у флота Германии битву за Балтику, несмотря на превосходство в силах последнего.

В годы Гражданской войны и иностранной военной интервенции (1918—1922) моряки-балтийцы успешно защищали подступы к столице — Петрограду, сражались на всех сухопутных фронтах.

23 февраля 1928 г. за особые боевые и трудовые заслуги Балтийский флот был награжден орденом Красного Знамени.

С Балтики началось возрождение флота в 1930-х годах. Вводились в строй головные проекты кораблей, новые типы самолетов, вооружения и боевой техники. Балтийский флот стал базой по оснащению других флотов и флотилий своими кадрами, техникой, оружием и корабельным составом.

В Великой Отечественной войне (1941—1945) Балтийским флотом бессменно командовал адмирал В.Ф. Трибуц. Под его руководством балтийцы вели героическую борьбу с немецко-фашистскими захватчиками. Они принимали активное участие в обороне Ленинграда в 1941—1943 гг., вели активные действия в открытом море, на вражеских коммуникациях, громили береговые батареи, склады, арсеналы врага, топили его корабли и транспорты с живой силой и техникой. Всему миру известна стойкость защитников Ханко, Моонзунда, Ленинграда. На сухопутных фронтах сражалось более 110 тыс. моряков-балтийцев. 8 августа 1941 г. летчики 1-го минно-торпедного полка БФ под командованием полковника Е.Н. Преображенского первыми в Великой Отечественной войне нанесли бомбовый удар по Берлину. Силами БФ было высажено 24 морских десанта, потоплено 1205 боевых кораблей, транспортов и вспомогательных судов, уничтожено 2418 самолетов противника.

За боевые заслуги Балтийского флота 23 соединениям, частям и кораблям флота было присвоено звание гвардейских, 78 награждены орденами, 11 получили почетные наименования, более 82 тыс. моряков были отмечены высокими государственными наградами, 173 балтийцам присвоено звание Герой Советского Союза, в том числе четырем — дважды. Девять моряков-балтийцев навечно занесены в списки кораблей и частей Краснознаменного Балтийского флота.

В 1946 г. Балтийский флот был разделен на два флота – 4-й и 8-й, в декабре 1955 г. флот был восстановлен в прежней структуре.

7 мая 1965 г. за выдающиеся заслуги перед Родиной, массовый героизм и мужество, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, Краснознаменный Балтийский флот был награжден вторым орденом Красного Знамени.

С начала 1950-х годов на Балтике началось успешное освоение нового ракетно-ядерного оружия, боевой техники, флот стал пополняться ракетными кораблями, реактивными самолетами, его боевые возможности резко возросли. Корабли Балтийского флота стали выполнять задачи боевой службы в Северном и Средиземном морях, Атлантическом и Индийском океанах. Моряки-балтийцы не раз демонстрировали свои высокие морально-психологические качества и морскую выучку на учениях и маневрах, самыми крупными из которых были «Океан» в 1970 г., «Братство по оружию-80», «Запад-81», «Запад-99», «Боевое содружество-2001», «Запад-2009».

В настоящее время Балтийский флот имеет в своем составе корабли различных классов, подводные лодки, морскую авиацию, силы и средства противовоздушной обороны, сухопутные и береговые войска, органы оперативного, технического, тылового и морально-психологического обеспечения.

Балтийцы первыми стали участвовать в программе «Партнерство ради мира» Организации Североатлантического договора (НАТО) совместно с кораблями военно-морских сил НАТО и стран Балтийского моря, в 2000 г. установили боевое взаимодействие с частями ПВО Республики Беларусь, в ходе которого состоялись успешные пуски ракет зенитных ракетных комплексов С-300.

В 2000—2010 гг. корабли флота посетили с визитами и деловыми заходами более 100 морских портов стран Европы, Азии, Америки и Африки, успешно участвовали в международных учениях. В 2009—2010 гг. при выполнении задач боевой службы моряки-балтийцы принимали активное участие в обеспечении безопасности судоходства в Аденском заливе (сторожевой корабль «Неустрашимый»), совершили заходы в порты четырех иностранных государств, совместно с военными моряками других стран решали задачи по борьбе с пиратством у берегов Африки и обеспечению безопасности международного судоходства.

За последние годы Балтийский флот пополнился современными кораблями, оснащенными новейшими вооружением и техническими средствами: сторожевой корабль «Ярослав Мудрый», корветы «Стерегущий», «Сообразительный», «Стойкий» и «Бойкий». Корветы этого проекта предназначены для борьбы с надводными кораблями и подводными лодками, а также для огневой поддержки морского десанта. Корабли способны эффективно решать задачи противолодочной и противовоздушной обороны. Также продолжается модернизация уже имеющихся в составе флота кораблей, на которых устанавливаются новые системы и вооружение.

Современный Балтийский флот — разновидовое оперативно-стратегическое территориальное объединение, включающее в себя корабельные силы, морскую авиацию, средства противовоздушной обороны, береговые войска, единые органы оперативного, технического и тылового обеспечения.

География деятельности флота в настоящее время велика. Корабли и суда обеспечения БФ решают задачи в интересах корабельных группировок ВМФ, безопасности международного судоходства, в самых удаленных районах Мирового океана.

Балтийский флот, являясь форпостом России в Западном регионе, обеспечивает стабильность военно-политической обстановки и государственные интересы страны. Моряки-балтийцы уверенно продолжают ратное дело своих предшественников, более 300 лет тому назад поднявших над просторами Балтики Военно-морской Андреевский флаг.

Будь в курсе актуальных событий: vk.com/geopoliticsrussia

Сегодня в СМИ