Гипатия (Ипатия)


Континенталист, 8.03.2019 00:31   –   cont.ws  


Гипа́тия Александри́йская (др.-греч. Ὑπᾰτία ἡ Ἀλεξάνδρεῖα; (350—370)(?)— март 415) — женщина-учёный греческого происхождения, философ, математик, астроном и механик. Преподавала в Александрии; схоларх школы Теона-Гипатии.

Гипатия. Рафаэль Санти, фрагмент картины “Афинская школа”

Образование Гипатия получила под руководством своего отца, Теона Александрийского, принадлежавшего к числу крупнейших учёных Александрии, и руководившего собственной школой, видимо, при Мусейоне. В словаре «Суды» говорится, что Теон был последним известным преподавателем знаменитого Мусейона.

Около 400 года Гипатия начала читать лекции в школе Теона, где заняла одну из ведущих кафедр — кафедру философии. Преподавала философию Платона и Аристотеля; в философском отношении была последователем плотиновского неоплатонизма; также преподавала математику, занималась вычислением астрономических таблиц. Написала комментарии к сочинениям Аполлония Пергского и Диофанта Александрийского, которые до нас не дошли.

После смерти отца с 405 г. руководила его школой в Александрии, где при ней преподавались философия неоплатонизма, математика и астрономия.

Многие работы, приписываемые Гипатии, как считается, написаны в сотрудничестве с её отцом Теоном. Наиболее известны работы:

- комментарий к 13-й книге «Арифметики» Диофанта;

- редакция третьей книги комментариев Теона к «Альмагесту» Птолемея;

- редакция комментариев Теона к «Началам» Евклида;

- комментарии к «Коникам» Аполлония Пергского;

- «Астрономический канон».

Хотя Гипатия возглавляла частное учреждение (без муниципального финансирования), школа управлялась ею вполне успешно. По всем свидетельствам, Гипатия привлекала большое количество студентов (со многими христианами среди них). Так как эти студенты проявляли интерес к философии, они приезжали в её школу для общекультурной подготовки, а после окончания и отъезда на родину они становились епископами (Синезий), правительственными чиновниками (Гесихий — дукс провинции Лидия), а чаще всего — крупными собственниками — членами муниципальной и провинциальной знати с отчетливым интересом к классической культуре (Геркулиан, Олимп и др.).

Историк Сократ Схоластик характеризует Гипатию следующим образом:

Она приобрела такую учёность, что превзошла современных себе философов; была преемницей платонической школы, происходившей от Платона, и желающим преподавала все философские науки. Поэтому хотевшие изучить философию стекались к ней со всех сторон. По своему образованию, имея достойную уважения самоуверенность, она со скромностью представала даже пред лицом правителей; да и в том не поставляла никакого стыда, что являлась среди мужчин, ибо за необыкновенную её скромность все уважали её и дивились ей.”

В Александрии IV—V вв. общественный климат в огромной степени зависел от епископа. По всем свидетельствам, епископ Феофил (385—412 гг.) уважал школу Гипатии и студентов, которых она выпускала. Возможно, более важно, что Феофил уважал структуры местной власти, с которыми Гипатия поддерживала отношения и не возражал против тесных связей, которые она имела с префектом Орестом. Ситуация драматически изменилась, когда Феофил умер в 412 г.

Гипатия принимала участие в александрийской городской политике, имея влияние на главу города, префекта Ореста. Это обстоятельство вызывало постоянные трения с епископом Кириллом, у которого с Орестом были разногласия. Племянник Феофила, Кирилл, стал патриархом после напряженной борьбы с другим кандидатом — Тимофеем. Весь город разделился на группировки. После своей победы Кирилл стал расправляться с оппозицией. Орест защитил одну из групп, что рассорило Кирилла с Орестом. За Орестом стояла влиятельная часть александрийской городской знати. Иоанн Никиусский сохранил сведения о том, что против Гипатии поднялась волна обвинений в чародействе, в том, что она околдовывает Ореста и направляет его политику (Chron. 84; 87-92, 100—101). Город оказался во власти мелких боевых групп, устраивавших столкновения с противниками. Одной из таких групп были парабаланы — монахи из египетской пустыни, иногда вмешивавшиеся в столкновения в городе. В 415 году группа парабаланов, сторонников епископа Кирилла, напала на Гипатию и зверски убила её. Это событие произвело культурный шок в городе. Ни в одном из сохранившихся письменных источников об этом событии ни один из авторов не выражает радости по поводу произошедшего.

В 2009 году был выпущен испанский фильм “Агора”, где роль Гипатии сыграла Рэйчел Вайс. Хотя, как уже сказано ранее, мы не можем ничего знать о научных взглядах Гипатии, в фильме она показана как убежденная сторонница гелицентрической системы Аристарха Самосского и создательница теории об элиптических орбитах планет. Фильм “Агора” вызвал шквал критики со стороны христиан, однако даже в христианской среде нашлись те, кто не воспринял фильм как антихристианский. Например, священник из Нью-Йорка Филипп Грей отметил, что христиане, которые узнали себя в фанатиках и убийцах из фильма, нуждаются в серьезном самоанализе. Гипатия, показанная в фильме, по мнению Грея, выглядит большей последовательницей христианства, чем её гонители, а финальная сцена, где Гипатия спокойно идет на смерть, вызывает ассоциации с путём Христа на Голгофу.

(с) Лидия Фомина

Сегодня в СМИ