10 «золотых» манитоальбомов времен СССР


Континенталист, 1.07.2019 03:30   –   cont.ws  


Магнитоальбом – это уникальное явление русского рока. Можно выразиться по-другому: Магнитоальбом – это то, что создало основу для возникновения и распространения «русского рока».

В 70-е годы практически в каждой советской семье был в ходу бобинный магнитофон. Магнитная лента стала тем самым, доступным, носителем информации, который позволял русским группам и музыкантам «презентовать» своё творчество широкой аудитории. На мой взгляд, первый, кому удалось протестировать эту возможность – оказался Владимир Высоцкий.

В советской прессе барда травили, называли «автором подделок-речитативов под два-три затасканных аккорда». Авторы публикации отмечали, что в его произведениях «…под видом искусства преподносится обывательщина, пошлость, безнравственность. Высоцкий поёт от имени и во имя алкоголиков, штрафников, преступников, людей порочных и неполноценных». Невозможно представить, чтобы в то время фирма «Мелодия» выпустила бы, скажем синглами, его «блатные» песни «Тот, кто раньше с нею был», «На Большом Каретном» или «Ох, где был я вчера…». Но… эти песни крутила вся страна, и всё благодаря магнитофонам. В лицо Владимира Семеновича знали немногие, но его голос с хрипотцой был известен каждому.

Высоцкому, в некоторой степени, было проще «распространяться» по Стране Советов – записать его концерт или просто сделать фонограмму песни можно было на любом бытовом магнитофоне. Гитара и вокал – не требовали высоко качества от записывающей техники.

Группам, играющими рок, было сложнее. Ну, невозможно, сделать качественную фонограмму, ориентируясь на один микрофон и две дорожки магнитной головки магнитофона «Комета-201». Поэтому, рок-группы всеми правдами и неправдами старались записывать свои альбомы в студиях при ДК или (если уж сильно-сильно повезёт) на базе республиканских радиостудий. Там можно было задействовать великое техническое чудо – Многоканальный Пульт.

Но, если песни были хитовыми и, если удавалось сделать относительно качественную запись – такой магнитоальбом распространялся по стране со скоростью движенья поездов и самолетов.

Со временем магнитофонная культура приобрела даже некие стандарты, как звука, так и оформления. Например, хорошим тоном считалось оформлять бобины в виде обложек дисков и вкладывать во внутрь бонус – ч/б фотографию группы.

Мало кто уже помнит, но существовали такие учреждения, как Дома Быта. Среди услуг, предоставляемых населению (пошив одежды, парикмахер, услуги по ремонту обуви и т.д.) значилась «платная запись на магнитную ленту музыкальных произведений». В конце 70-начале 80-х годов именно эти студии стали неофициальными распространителями магнитоальбомов.

Технические параметры советских катушечных магнитофонов были таковы, что при каждом копировании терялось порядка 10% частот и звуков. А на кассетниках качество падало еще ниже. И если в столицах союзных республик ещё можно было достать более-менее прилично звучащую запись, то на периферии в динамиках слышалось жесткое среднечастотное попурри. Именно, поэтому меломаны из глубинки старались «найти концы» в студии Дома быта, чтобы иметь возможность записать более-менее сносную версию концерта.

Увы, в официальном списке предлагались лишь классические произведения, советская эстрада и американский невозвращенец Дин Рид. Неубиенный совковый репертуар!

Однако, народная молва утверждала - в Доме быта можно записать самые свежие хиты. Надо только знать пароль или примелькаться, чтобы канать за своего чувака.

Происходило это так: подходишь к окошку студии, говоришь заветное слово (например - «Я от Гендоса»), тебе дают листок бумаги, где написаны названия исполнителей и года выпуска альбомов. Выбираешь музыку и оставляешь под неё чистую кассету МК-60 или бобину.

Правоохранительные органы всячески старались пресекать деятельность музыкальных пиратов. Сотрудники КГБ обожали провокации, а работники ОБХСС практиковали контрольные закупки. Откровенно говоря, «левый» приработок работников студии мало интересовал представителей власти. А вот за распространение запрещенной западной музыки можно было огрести по полной, ибо идейную чистоту помыслов советской молодежи в СССР блюли строго.

Игры в хитрожопость – это наша национальная забава. Чекисты приходили под видом покупателей, имея в кармане список табу. Однако и звукооператоров не штекерами делали. Находчивые хлопцы жульничали с транскрипцией имен. Дают тебе каталог, а там сплошные перлы напечатаны – Тато Гутунья, ВИА «Перекати-поле» или Жексон. Меломаны знали, что за этими кличками скрываются Тото Кутуньо, the Rolling Stones и Майкл Джексон, а вот у ментов отсутствовал формальный повод проявить бдительность – ведь Гутунья и Жексон в запрещенных не числились, а значит, их можно тиражировать. Забавно, но нарушение авторских прав в Союзе никого не парило…

Вернемся к топовой десятке магнитоальбомов, которые давно уже стали признанной классикой и лежат себе потихоньку в основании пирамиды под названием «Беспощадный и бессмысленный русский рок».

МАШИНА ВРЕМЕНИ – «День рождения» -1978г.

ВОСКРЕСЕНЬЕ – «Воскресенье» - 1979г.

ЗООПАРК – «Сладкая N и другие» - 1980г.

ПИКНИК – «Дым» - 1982г.

АКВАРИУМ – «Радио Африка» - 1983г.

ПРИМУС - «Путешествие в рок-н-ролл» - 1983г.

ЧЕРНАВСКИЙ &МАТЕЦКИЙ – «Банановые острова» - 1983г.

КИНО – «Начальник Камчатки» - 1984г.

ДДТ – «Периферия» - 1984г.

НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС – «Невидимка» - 1985г.

Конечно, у читателей моего дзена, может быть особое мнение насчет лучших «доперестроечных» магнитоальбомов. Приглашаю вас поделиться своим топ-списком.

Источник

<p><strong><a href=”https://blockads.fivefilters.org”></a></strong> <a href=”https://blockads.fivefilters.org/acceptable.html”></a></p>

Сегодня в СМИ