Не совсем православные – все равно православные


Континенталист, 29.08.2019 11:11   –   cont.ws  


Приветствую уважаемые

Иногда на Конте вступаю в дискуссию с членами кружка борцунов с Православием. Зачастую члены кружка приводят аргумент, что вот из 65% граждан России, которые себя при опросах отнесли к православным, большинство таковыми не являются. И далее идёт фантазии на тему методики подсчёта и объявляется результат, что мол православных то всего 1,5 %, а не 65 % и что мол вот эти 1,5% не могут им , остальным светлоликим мешать гулять где и с кем они желают и надоедать им колокольным звоном, от которого у них эмаль отслаивается. Я им ласково отвечал, что применив данную методику, я нахожу, что процент количества их светлоликих составляет 0,0015% и что эти самые 0,0015% никак не могут указывать остальным где им строить храмы, какие правила должны быть в храмах и когда звонить в колокола в этих храмах.

Но вот сегодня попалась прекрасная статья на эту тему, не могу её не выложить здесь на Конте.

Ирина Алкснис

Согласно свежему опросу ВЦИОМ, 63 процента россиян считают себя православными.

По возрастным группам также никаких сюрпризов: чем старше группа, тем выше в ней доля верующих. В молодежной (18-24 года) атеистов аж 37 процентов, а православных всего 23 (мусульман, кстати, девять процентов). В целом все естественно и закономерно: находит выход извечный юношеский нигилизм и отрицание любых авторитетов – но время это поправит.

Однако опрос возвращает к теме, которая регулярно возникает при любых обсуждениях места и роли религии и конкретно Русской православной церкви в жизни страны: можно ли в принципе большую часть этих 63 процентов на самом деле считать православными? Вопрос на самом деле актуальный.

Особое положение РПЦ в России – глупо спорить, что оно есть – строится на факте, что частью этой Церкви себя считает абсолютное и безоговорочное большинство населения страны. Именно из этого проистекают и разнообразные программы строительства храмов, и поддержка государства при реализации масштабных проектов (например, реконструкции больших монастырей), и многое-многое другое.

Но надо признать, что у критиков сложившейся ситуации имеются весьма весомые аргументы против, и они правы, указывая на определенное лукавство используемых цифр. И кстати, социология приходит им в этом на помощь. По опросу этого же года из относящих себя к православным только 14 процентов держит Великий пост – и это самый высокий показатель на фоне остальных постов. А строго соблюдает воздержание в посты, согласно всем православным канонам, и вовсе два процента православных.

Фото: Игорь Онучин/РИА Новости

Доля регулярно (хотя бы раз в неделю) посещающих храм колеблется в зависимости от опросов, но никогда не превышает 10 процентов. Для большинства православных причастность к Церкви проявляется либо по любимым праздникам (Пасха, Рождество, Крещение), либо вовсе спорадически (случайно оказались рядом с храмом – зашли, поставили свечку).

И ладно бы, дело касалось только внешней воцерковленности. Но ведь и содержательно ситуация не лучше. Например, проблема абортов. Позиция РПЦ – недвусмысленна в их осуждении и продвижении идеи о необходимости их запрета. А все те же социологи фиксируют подчеркнуто либеральную позицию российского общества по этому вопросу: более 70 процентов против запретительных мер в этой сфере. И понятно, что среди этих 70 процентов львиную долю составляют люди, которые считают себя православными.

Так что скептики и критики законно задают неприятный вопрос: насколько православными можно считать и называть людей, которые: а) не соблюдают внешнюю сторону веры (регулярно ходить на службы, на исповедь, к причастию, держать посты); б) осознанно придерживаются убеждений, которые, как они знают, прямо противоречат базовым установкам православия; в) зачастую демонстрируют вопиющее невежество в отношении собственной религии (включая незнание даже «Отче наш» и путаницу между Рождеством и Пасхой)? И не является ли в этой связи откровенно сомнительной претензия РПЦ на особое положение и расположение государства?

Вопросы и впрямь острые – и заслуживающие ответов. И их стоит дать.

Для начала, у всей этой ситуации есть самая простая и очевидная сторона. Сам факт подтверждения со стороны абсолютного большинства россиян своей принадлежности к РПЦ является с их стороны заявлением поддержки нынешнего места православия в жизни страны.

Громкие скандалы, в которые так или иначе вовлечена РПЦ, последние годы вспыхивают регулярно. Некоторые утверждают, что Церковь подвергается масштабной и целенаправленной дискредитационной кампании, которая должна подорвать ее репутацию и влияние в обществе. Тут ничего не могу сказать – я не в достаточной степени владею материалом, чтобы высказываться на эту тему. Зато я точно могу сказать, что пока абсолютное большинство населения заявляет о своей принадлежности к православию, Московский патриархат может спать спокойно. Потому что самоидентификация людей, как членов Русской церкви, автоматически означает их поддержку текущего статус-кво и положения РПЦ со всеми бонусами, государственной поддержкой и прочими плюшками, которые столь часто критикуются.

Это прямое и открытое заявление: ситуация нас устраивает, мы считаем происходящее правильным и пусть оно идет так дальше. И факт, что зачастую эта точка зрения исходит от людей невоцерковленных (и формально, и по существу), скорее, усиливает ее значимость и вес, нежели уменьшает. Именно потому, что это люди, которые точно не подвергаются «церковной пропаганде» и занимают подобную позицию не из-за того, что они на регулярной основе общаются со священниками.

А вот почему эти люди – не воцерковленные, независимые от церкви в суждениях и зачастую кардинально не согласные с ней по каким-то вопросам – стоят именно на такой позиции, вопрос другой. Куда более сложный, и очень личный – на который каждый человек отвечает по-своему.

Если спросить меня (а я как раз наитипичнейший представитель того самого православного, но невоцерковленного большинства), то я могу сказать многое. И про культурно-историческое значение РПЦ для России, и про ее государственно-идеологическую функцию, и про роль Церкви как ключевого института духовной традиции, чья роль растет с учетом тревожных мировых тенденций, и еще про очень многое. Но если говорить максимально просто и коротко, то я придерживаюсь следующей немудреной мысли.

Есть вещи, которые делают Россию Россией, неся в себе как прагматично-полезную нагрузку для страны, так и значимый символический смысл. Главные известны всему миру: космос, балет, богатейшие природные ресурсы, русское оружие…

Русское православие находится в этом ряду, причем где-то в самом начале списка. Так было, так есть и – я уверена – что так должно оставаться.

Другие материалы автора

Уличные выступления в России стали природным явлением

Чувствительность России к оскорблениям – результат жестокого опыта

Вокруг России создается русофобско-варварский пояс

Наша обязанность – достойно продолжать начатое предыдущими поколениями. И значит – больше космических запусков, больше заботы о безопасности страны, неизменный «Щелкунчик» 31 декабря в Большом и в целом упорное строительство благополучной и красивой страны.

…Ну и православные храмы, как символ России, везде – до каких бы уголков планеты или космоса она не добралась.

Источник https://vz.ru/opinions/2019/8/

Прекрасная статья.

Всем хорошим людям - всего хорошего

<p><strong><a href=”https://blockads.fivefilters.org”></a></strong> <a href=”https://blockads.fivefilters.org/acceptable.html”></a></p>

Сегодня в СМИ