Согласно официальной статистике, с начала марта потребительские цены в России выросли на 0,5%, с начала года — на 2%. При этом усилия властей по сдерживанию цен на продукты питания не всегда приводят к желаемому результату, а сами чиновники признают, что госрегулирование продуктового рынка — не лучший выход. Как это отражается на отечественной экономике, EADaily рассказал доцент кафедры финансового менеджмента Российского экономического университета кандидат экономических наук Аяз Алиев.

— Резкий рост цен в последнее время привлек внимание правительства, — напоминает эксперт. — В основном вклад в рост цен внесли продовольственные товары. Это послужило началом обсуждения, а далее принятия закона, наделяющего правительство правом регулирования цен на продукты.

— В чём преимущества такого решения?

— Плюсы в том, что будет ограничен резкий рост цен на социально-значимые товары, и покупательная способность населения не так сильно снизится.

— Но минусы также имеются?

— Да, надо понимать, что государственное регулирование цен это — не рыночный метод, и он не совсем укладывается в принципы рыночной экономики. Получается, что коммерческие структуры, которые занимаются обеспечением населения социально-значимыми продуктами будут ограничены в полноценном развитии бизнеса. Следствием этого станет невыгодность некоторых позиций, по которым цены зафиксированы, а значит, далее «невыгодные позиции» просто уйдут с прилавков и останутся более дорогие. А в конце концов вообще бизнесу станет невыгодно работать. Так что регулирование цен это мера временная и обычно длится несколько месяцев, а потом цены или растут дальше, или стабилизируются.

— Каков зарубежный опыт регулирования цен и насколько оно применяется в других странах?

— Госрегулирование цен на продукты в том или иной мере есть в каждой стране. В Австрии, например, регулирование цен заключается в соблюдении интересов не отдельно взятых компаний и предприятий и фактической себестоимости производимой продукции, а с позиции интересов развития национальной экономики. Там Министерству экономики позволено регулировать цены на срок до 6 месяцев на любой товар или вид услуг. Это разрешено, когда предприниматели не уменьшают цены на конечную продукцию, несмотря на снижение цен на используемые факторы производства.

В Китае регулирование цен происходит постепенно, цены могут повышать на небольшой процент. Это направлено на учет интересов и бизнеса и населения, так как идет минимизация издержек в социальном плане проводимых реформ, к тому же ограничивается рост цен в других отраслях. Все это в целом направлено на подъем экономики страны в целом.

А в Норвегии регулирование цен на внутреннем рынке исходит из уровня мировых цен. Недостаток такого подхода в том, что сильная зависимость экономики от внешних рынков и колебаний, поэтому государство отслеживает конъюнктуру мирового рынка и ее влияние на динамику внутренних цен, чтоб защитить свою экономику. Если конъюнктура внешнего рынка неблагоприятно сказывается на экономике страны и наблюдается рост цен на внутреннем рынке, то государство ограничивает импорт, что и служит в том числе как мера поддержки национального производителя.

EADaily