Флот для достройки «Северного потока — 2» увеличивается. Через подконтрольную компанию, которая уже находится под санкциями США, холдинг купил дополнительное судно снабжения.

По данным навигационного портала Marinetraffic, судно снабжения «Финвал» подошло к Калининграду и стало на якорь. Пришло оно из Норвегии, где его перекрасили после смены владельца и имени.

Иллюстрация: marinetraffic.com.

Изначально судно под именем Bourbon Surf принадлежало международной компании Bourbon offshore, которая предоставляла свой флот для «Северного потока — 2». Однако в марте, как сообщало норвежское издание Sunnmotsposten, Bourbon Surf перешел в собственность кипрской Sevnor, у которой есть подразделения в Норвегии и России. По данным Baird Maritime, покупка обошлась в $ 5 млн, а собственником компании может быть живущий в России норвежец Гуннар Нордслеттен, чей отец был послом Норвегии в России. В июле же, как следует из выписки Российского международного реестра судов, судно сменило имя на «Финвал» и зарегистрировано уже на АО «Газпромбанк лизинг».

Иллюстрация: marinetraffic.com.

Общество входит в группу «Газпромбанка» и еще в 2016 году наряду с рядом других дочерних компаний оказалось под санкциями США.

Ранее, в начале июля, в Калининград из Владивостока пришли суда снабжения «Газпром флота», «Остап Шеремета» и «Иван Сидоренко», после чего у них сменился собственник. Им стало АО «Нобилити», которое подконтрольно «Газпрому». Сменился судовладелец и у трубоукладчика «Академик Черский». Им стал СТИФ, который также через дочерние компании подчиняется «Газпрому».

Неофициально в компании сообщали агентству РБК, что нивелировали таким образом санкции США. История «Финвала» также говорит о том, что судно будет использоваться для обеспечения работ по достройке «Северного потока — 2».

Таким образом, в распоряжении у «Газпрома» для достройки «Северного потока — 2» могут быть уже пять судов снабжения и два трубоукладчика. Включая два «снабженца» Морспасслужбы, «Балтийский исследователь» и «Умка», которые пришли в августе в Калининград, а до этого участвовали в строительстве балтийского газопровода.

Неясна, правда, судьба трубоукладочной баржи «Фортуна», под которую оператор Nord Stream 2 AG получал разрешение у Датского энергетического агентства на использование судов с якорным позиционированием. Фрахтователь российское АО «МРТС» заявило, что не будет участвовать в проекте, однако не факт, что не само судно.

Впрочем, флот балтийского проекта может пополниться еще одним судном. Вместе с Bourbon Surf компания Sevnor купила и другое судно такого же класса — Bourbon Borgstein. В начале его назвали Sayan Lord, однако в августе перерегистрировали с кипрского Лимассола на Мурманск и сменили имя на Kazanin Explorer. Судя по выписке Российского международного реестра судов, судно снабжения находится в бербоут-чартере у ООО «Севнор менеджмент». На сайте самой компании Sevnor говорится, что с 18 августа Sayan Lord (Kazanin Explorer) будет свободен для чартера.

Иллюстрация: skipsfarts-forum.net.

По данным навигационного портала Marinetraffic, судно находится в норвежском Ставангере.

Как еще в мае отмечало издание Baird Maritime, пополнение флота Sevnor выглядело странным на фоне кризиса и падения доходов судовладельцев. И вариантом заработка может быть достройка «Северного потока — 2», полагали журналисты.

Напомним, что на прошлой неделе министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил во время совместной пресс-конференции с главой МИД Германии Хайко Маасом, что балтийский газопровод завершат в самое ближайшее время.

В конце декабря прошлого года США ввели первые санкции против участников «Северного потока — 2». Под ограничения попали владельцы трубоукладчиков, после чего швейцарская компания Allseas сразу сняла два судна с трассы газопровода и недостроенными остались 160 километров. После этого «Газпром» привел из Находки в Мукран трубоукладчик «Академик Черский» с системой динамического позиционирования, а датский регулятор разрешил использовать на достройке суда с якорным позиционированием, в число которых входит трубоукладочная баржа «Фортуна», которая уже десять месяцев находится в Германии. Такая ситуация стала неожиданностью для Вашингтона, после чего американские сенаторы начали готовить расширение санкций, а Госдепартамент США сообщил, что теперь под действие закона «О противодействии противникам Америки посредством санкций» попадают и инвесторы «Северного потока — 2».

Расширение санкций по «Северному потоку — 2» угрожает судовладельцам всех видов судов, которые участвуют в проекте. Под удар могут попасть также страховые компании и порты. Кроме того, в одном из законопроектов санкции грозят и фирмам, предоставляющим услуги по испытаниям газопроводов и их сертификации, без чего «Северный поток — 2» запустить будет невозможно. Но в другом варианте его нет.

Как писало американское издание The Foreign Policy, правда, оборонный бюджет, в котором прописаны новые санкции, примут не раньше декабря и «Северный поток — 2» еще могут завершить.

«Это гонка между медленной трубоукладкой и медленным принятием санкционного законодательства», — сказал американскому изданию The Foreign Policy управляющий директор консалтинговой компании ClearView Energy Partners Кевин Бук. По его мнению, даже в одиночку трубоукладчик «Академик Черский» уложится в срок около 110 дней, а закон об оборонном бюджете, в проект которого включили расширение санкций к «Северному потоку — 2», не будет подписан ранее декабря — не менее, чем через 112 дней. В прошлом году Дональд Трамп подписал его 20 декабря.

EADaily