Задача удвоить количество станций московского метро, которую поставил перед строителями мэр Москвы Сергей Собянин, выполнена уже на 65%. Как отмечал градоначальник, по объемам ввода новых линий и станций столица за 10 лет выполнила уже половину того, что было сделано в предыдущие 76 лет.

Москва вошла в число мировых лидеров по темпам строительства метрополитена. К 2025 году в столице откроют еще 30 станций метро и запустят движение поездов по Большой кольцевой линии (БКЛ). По словам заммэра Москвы Андрея Бочкарева, БКЛ станет одним из главных проектов столичного метростроя наряду с новой веткой до Троицка, продлением подземки до аэропорта Внуково и в район Северный.

Одним из самых масштабных для города проектов стал запуск движения по Московскому центральному кольцу. Сейчас идет работа по строительству еще одного кольца, подземного, — Большой кольцевой линии. «Эти два кольца похожи на два сердца столицы, одно из них уже построено, и второе будет достроено в ближайшие год-два», — сказал Собянин.

БКЛ протяженностью 70 километров станет самой длинной кольцевой линией метро в мире. На новом кольце будет 31 станция и десятки пересадок на радиальные ветки подземки, МЦК, МЦД и линии железной дороги.

Сейчас, по словам Бочкарева, проходка тоннелей БКЛ выполнена на 95%, а общая строительная готовность нового кольца составляет 74%. «К настоящему моменту завершена тоннелепроходка между станциями на северо-восточном, западном, юго-западном и южном участках БКЛ», — отметил чиновник. Осталось закончить проходку около пяти километров тоннелей на восточном участке кольца и построить технические ветки в электродепо «Замоскворецкое» и «Аминьевское», предназначенные для обслуживания поездов БКЛ.

Сейчас на БКЛ работают традиционные шестиметровые щиты и десятиметровые щиты-гиганты, которые прокладывают двухпутные участки тоннелей. Как рассказал гендиректор АО «Мосинжпроект» Юрий Кравцов, подземный коридор между станциями «Кленовый бульвар» и «Нагатинский Затон» строит щит-гигант «Лилия», двухпутный перегон между станциями «Печатники» и «Нагатинский Затон» — «Виктория», участок между «Кленовым бульваром» и переходной камерой вблизи станции «Каширская» — десятиметровый комплекс «Победа». Отрезок от «Каширской» в сторону «Кленового бульвара» до переходной камеры будет построен при помощи щитов диаметром шесть метров. Также шестиметровые щиты задействуют в строительстве перегонов в электродепо.

Недавно строители закончили последний тоннель юго-западного участка БКЛ. По словам Кравцова, его прокладывали в неустойчивых грунтах под зоной жилой застройки, Аминьевским шоссе и рекой Сетунь, поэтому работа была сложной и напряженной. Сейчас все тоннельные работы на этом участке закончили. Расположенные на нем станции «Аминьевская», «Мичуринский проспект», «Проспект Вернадского» и «Давыдково» планируют достроить уже в этом году. По словам Бочкарева, станция «Давыдково» готова на 65%. Рабочие уже приступили к отделке и монтажу инженерных систем.

Также на две трети готова станция «Воронцовская» южного участка БКЛ. Там рабочие начали монтировать декоративный потолок. По словам Бочкарева, в нем разместят множество точечных лампочек, которые создадут поток света, напоминающий Млечный Путь. Параллельно с отделкой рабочие сейчас достраивают два выхода со станции, монтируют вспомогательное и силовое оборудование. Со станции «Воронцовская» можно будет пересесть на «Калужскую» Калужско-Рижской ветки, что снизит нагрузку на пересадочные узлы в центре города и уменьшит интенсивность трафика на дорогах.

К концу года в мэрии планируют завершить все тоннельные работы на БКЛ и открыть десять новых станций. По словам Бочкарева, уже в 2021 году будет запущено движение на 70% нового кольца. Вместе со станциями «Давыдково» и «Воронцовская» заработают станции «Терехово» и «Кунцевская» западного участка БКЛ.

На станции «Терехово» идет отделка, уже смонтированы три из шести эскалаторов. На «Кунцевской» продолжаются монолитные работы, отделка служебных помещений и платформенной части, монтаж инженерных систем и электрооборудования.

В мэрии рассчитывают, что открытие новых станций станет толчком для развития Мневниковской поймы, обеспечит новыми маршрутами жителей районов Хорошево-Мневники и Кунцево, а также соединит север и северо-запад Москвы, где с апреля уже заработали станции «Народное Ополчение» и «Мневники».

Кроме того, до конца года планируется завершить строительство станций «Аминьевская», «Мичуринский проспект», «Проспект Вернадского», «Новаторская», «Калужская», «Зюзино» и реконструкцию «Каховской».

По словам Бочкарева, к 2025 году помимо БКЛ в Москве откроют еще около 30 станций подземки. Это и новые конечные станции метро, и целые участки. Недавно мэр Москвы Сергей Собянин дал старт прокладке тоннеля Калининско-Солнцевской ветки от «Пыхтино» до «Рассказовки». По словам градоначальника, закончить эту работу строители должны в течение года. А уже в 2022 году тоннелепроходческие щиты пойдут от станции «Пыхтино» в другую сторону — в аэропорт Внуково. Участок до станции «Внуково» протянется почти на пять километров от станции «Пыхтино», которая сейчас строится рядом с одноименной деревней в поселении Внуковское вдоль Боровского шоссе.

«В 2023 году будет создана уникальная линия», — заявил Собянин, по словам которого, до сих пор нигде в мире метро еще не приходило в аэропорты.

Новую конечную станцию построят на востоке Москвы. Постановление о продлении Арбатско-Покровской ветки в Гольяново уже подписал мэр города. Участок протяженностью 2,6 километра проложат в створе Уральской и Уссурийской улиц. Новую конечную «синей» ветки разместят на пересечении Уссурийской и Сахалинской улиц. В результате почти 30 тысяч жителей Гольяново получат станцию метро в шаговой доступности от дома и смогут ежедневно экономить на поездках до 20 минут своего времени.

Восемь из 30 станций, которые планируют построить в ближайшие годы, откроются за пределами МКАД. По словам Бочкарева, новые станции разместятся в трех округах — ЗАО, СВАО и ТиНАО. Помимо «Пыхтино» и «Внуково» Калининско-Солнцевской линии в столице запланировано строительство станции «Новомосковская» Сокольнической линии, «Физтех» Люблинско-Дмитровской линии и четыре станции Троицкой линии. В мэрии уточнили, что сегодня за МКАДом находится 29 станций подземки. Через три с половиной года их будет уже 37.

Сейчас московское правительство прорабатывает план строительства еще двух веток — Бирюлевской и Рублево-Архангельской. По задумке чиновников, обе линии будут начинаться от МЦК и уходить за МКАД в южном и северо-западном направлениях.

Про Бирюлевскую линию пока известно только, что она пройдет через семь районов: Даниловский, Нагатинский Затон, Москворечье-Сабурово, Царицыно, Бирюлево Восточное, Бирюлево Западное и Печатники. На ветке протяженностью 22 километра организуют пересадки на метро, МЦК и электрички Павелецкого направления железной дороги.

Рублево-Архангельская ветка соединит центр города с территорией в районе Кунцево. Приступить к прокладке тоннелей и строительству станций в правительстве планируют уже в следующем году.

Ася Никитина

Росбалт