Жалобы на техническое состояние единственного американского ледокола Polar Star озвучил изданию Business Insider капитан судна. По его словам, на ледоколе постоянно что-то ломается, и притом эти запчасти «передовая» промышленность США уже не производит. Да, пока что есть запас деталей, но он иссякает, потому что судно в строю уже почти полвека, и выполняет поставленные задачи в одиночку, без ледокола-сменщика.

Болтовня о том, как бравые звёздно-полосатые парни вот-вот потеснят клятых русских в Арктике, доносится из Вашингтона много лет.

Но пока американцы громко заявляют о намерениях, наши – делают.

https://vk.com/video3485515_456240816

И потому неудивительно, что год за годом российское присутствие в Арктике лишь нарастает. Тогда как, например, ледокольная программа США отстала от российской примерно навсегда.

https://vk.com/video3485515_456241896

Особенно же веселит, что подтверждения американской отсталости доносятся вовсе не из так называемых «прокремлёвских СМИ», а из самых что ни на есть рафинированно-неполживых заокеанских.

«В течение нескольких месяцев единственный тяжёлый ледокол США Polar Star находился с миссией в Арктике. Этот корабль Береговой охраны впервые с 1982 года отправился в регион зимой. Экипажу пришлось преодолеть суровые и опасные погодные условия, но, кроме того, столкнуться с проблемой на борту Polar Star, «которая может поставить палки в колёса арктическим амбициям США», пишет Business Insider.

По возвращении домой в феврале командир корабля Уильям УотАйра заявил, что Polar Star «уже 45 лет и это становится всё более ощутимым». «Мы взялись за эту миссию, с нетерпением ждали, когда приступим, но экипажу пришлось работать круглые сутки, чтобы корабль смог продолжать движение», — признал капитан».

https://russian.rt.com/inotv/2021-03-12/Insider-arkticheskie-ambicii--kapitan

То есть, передовая хайтек-держава, грозящаяся выстроить на Луне стационарную базу к 2024 году, не способна обеспечить своему единственному полноценному ледоколу штатное выполнение миссии в Арктике.

Почему так? Капитан дал в своём интервью ответ на этот вопрос.

«Как вспоминает капитан УотАйра, в канун Нового года экипаж застрял во льду — у корабля полетел выпрямительный диОд, его пришлось менять. Однако с деталью не всё так просто — таких больше не производят. По словам командира, пока у экипажа есть несколько десятков запасных диодов, но когда они закончатся, корабль больше не сможет двигаться. «Как-то обескураживает, что этот корабль, эта операция, да и вообще присутствие ледоколов США в Арктике зависят от коробки запчастей, которые больше не производятся», — поделился Уотайра.

Многие запасные части для Polar Star берутся со списанного «сестринского» корабля Polar Sea. Однако капитан пожаловался журналистам, что как-то команде пришлось искать необходимые резИсторы на платформе для онлайн-торговли eBay».

https://russian.rt.com/inotv/2021-03-12/Insider-arkticheskie-ambicii--kapitan

Запчасти для ледокола закупают на… интернет-барахолке. XXI-й век, страна, где капитализация типа готовой колонизировать Марс компании Илона Маска недавно позволила ему вырваться на первое место в списке богачей планеты.

https://vk.com/video3485515_456242015

Тут сразу возникают вопросы: а уж не агент ли Путина этот капитан, смеющий рассказывать правду о состоянии американской промышленности? Ведь Дональд Трамп несколько лет рапортовал о «возвращении производств из Китая». А политические противники Трампа вообще живут в парадигме «да мы денег напечатаем и что угодно купим». Но как купить детали, которые уже попросту не производятся? Ведь Рыночек давно порешал, что надо больше вибраторов с блютузом и отупляющих приложений, где небинарные биониклы сражаются с бодипозитивными лего-человечками.

А запчасти для ледоколов – не нужны. Вернее, на словах-то типа нужны, но как дойдёт до дела – американцев сразу же ждёт много неприятных сюрпризов.

«По данным Insider, предстоящим летом корабль станет частью пятилетней программы по продлению срока службы, которая призвана помочь Polar Star проработать ещё в течение десятилетия. К 2024 году Береговая охрана ожидает новый ледокол, а к 2030-му — ещё два».

https://russian.rt.com/inotv/2021-03-12/Insider-arkticheskie-ambicii--kapitan

Новый ледокол к тому году, в котором якобы появится американская база на Луне. Верим, верим. За деньги ведь можно докупить всё, включая профуканные инженерные компетенции, не так ли, креаклики?

Правда, сами американцы почему-то решили подстраховаться.

«Также США подумывают об аренде корабля для своих арктических миссий.

По словам коменданта Береговой охраны Карла ШУльца, США следует сфокусироваться на подготовке моряков на ледоколы, потому что Арктика начинает привлекать всё больше внимания и с климатическими изменениями становится всё более доступной для судоходства».

https://russian.rt.com/inotv/2021-03-12/Insider-arkticheskie-ambicii--kapitan

Вопрос на засыпку: кто сдаст американцам в аренду ледоколы для противостояния России в Арктике? Сама Россия? Точно нет. А кто тогда? Кто вообще способен производить технику нужного класса?

На ум приходят разве что финны. Они действительно строят ледоколы. Причём – даже для нас.

«К недавним примерам устойчивого потока инноваций Aker Arctic относятся сочетание ледокола и роскошного круизного лайнера Le CommandantCharcot, СПГ-электрический гибрид для французской компании Ponant; полярное исследовательское судно высшего класса Xue Long 2 для китайского Института полярных исследований; и сверхповоротливый портовый ледокол «Обь» для российского Росатомфлота. «Обь», первый неатомный ледокол Росатомфлота, теперь базирующийся в СабЕтте на севере России, может повернуться на месте с помощью четырёх азимутАльных тяг».

https://finland.fi/ru/biznes-i-innovatsii/izmenenie-klimata-ne-snimaet-potrebnosti-v-finskih-ledokolnyh-innovatsiyah/

Но построят ли они ледокол, чтобы сдавать его в аренду США? Будут ли свободные производственные мощности для этого? Устроят ли финнов условия? Устроят ли американцев характеристики судна, которое смогут предложить им финны?

Куча вопросов, и пока что – ни одного ответа.

А ситуация, между тем, развивается. Россия строит и атомные, и обычные ледоколы ежегодно, в порядке производственной дисциплины.

https://tass.ru/ekonomika/10677835

На этом фоне планы Береговой охраны США получить к 2024 году аж один новый обычный ледокол выглядят жалкими.

Настоящий мировой лидер хайтека – Россия, как бы от этого факта ни припекало пониже спины у псевдо-креативной и свидомой публики.

Так что Арктика – наша, без вариантов.

Руслан Осташко