Коллизия честного чекиста


Интернет-ополчение, 16.08.2017 20:19   –   ipolk.ru  


<!– Fontsize plugin –><!– /Fontsize plugin –><!– Вставлено автоматически из превью, так как нет картинки в тексте –>

Кому место в органах государственной безопасности?<br>Картинки по запросу крик совы«Чекистом может быть лишь человек с холодной головой, горячим сердцем и чистыми руками.» — эта цитата основателя ВЧК Феликса Дзержинского широко тиражировалась в советские времена для создания органам государственной безопасности некоего ореола если не святости, то высокого благородства и долга перед Родиной – точно. И многие верили, что так и есть или, по крайней мере, должно быть. Тем не менее, помимо лозунгов были еще и слухи. Я уж не говорю об «исторической правде», обрушившейся на массовое сознание во времена «Перестройки» и «Гласности», среди которой, увы, была и объективная информация, которая только усиливала подозрения и домыслы. И, несмотря ни на что, находились люди, которые шли в органы госбезопасности из самых искренних побуждений. Такой чекист показан нам в сериале «Крик Совы», вышедшем на экраны страны в 2013-м году.<br>Центральным персонажем является следователь КГБ капитан Иван Митин, прибывший в провинциальный городок Остров, — что в Псковской области, — разбираться с поступившим сигналом, что раненный сотрудник милиции в бреду говорил на чистейшем немецком языке. Выясняется, что он из семьи репрессированных в конце 1930-х и в органы пошел за тем, чтобы никто не был осужден несправедливо. Он совсем не похож на юного идеалиста, годы службы контрразведке как во время, так и после Войны, к этому не располагают. Однако искренне пытается до конца разбираться и не «грести всех под одну гребенку». А грести, оказывается, есть много кого. Из найденного архива немецкой комендатуры выясняется, что практически каждый житель города запятнал себя сотрудничеством с гитлеровцами и теоретически должен быть привлечен к ответственности. Однако в последний момент он принимает решение не выдавать архив руководству, что явно стоило ему повышения.<br>Поступить как велит долг или по совести – вот коллизия следователя КГБ. Людям в оккупации жилось тяжко. Выживали по-разному. Так или иначе с оккупационными властями сотрудничали все. Были прямые пособники, но были и такие, кто был вынужден идти на компромиссы. И не только в личных целях. Кто-то жертвовал малым, чтобы спасти большое. Например, был описан случай, когда немцам был выдан тяжело раненный боец, чей конец был предрешен в любом случае. Потом эта же семья спасла десяток других бойцов и таких случаев масса. Совесть решила не топить оступившихся в малом.<br>Крайне интересен финальный диалог, фактически поединок, капитана Митина и разоблаченного надзирателя концлагеря палача-изувера Горобца-Богорада. Органы ВЧК-НКВД считают своими и тот и другой. Один, имея репрессированных родственников, пошел служить в органы, чтобы никто не был осужден несправедливо. Другой стремился в карательные органы, чтобы легально мучить и убивать. Справедливости ради отметим, что в ЧК он всё-таки не попал, но по смехотворной причине классового происхождения. (А если бы кто-то неразберихе смуты махнул рукой на классовое происхождение?!) Однако он более чем искренне верил, что в этой организации ему самое место. Что он органически ей подходит. Один считает, что органы предназначены для защиты и подобно хирургу отсекать только больное. Другой – видит в органах исключительно легальный инструмент безудержного насилия.<br>Вот и кажется, что после просмотра данного сериала, зритель вспомнит другую цитату «железного Феликса»: «Служить в органах могут или святые, или подлецы.» Согласитесь, что она несколько расходится с той, что мы привели в начале нашего материала.<br>Общим для подавляющего большинства сериалов, чье действие разворачивается в декорациях советского периода, в последние годы является какое-то мрачное отображение действительности. Вот и в этот раз действие происходит серой осенью. Всё какое-то обшарпанное. Да, сейчас дома, построенные в 1940-50-е изрядно потрепало время. Но тогда-то это были новые дома. Новая обивка на дверях, свежая краска на стенах. Почему авторы фильмов показывают всё в таком сером, потрепанном виде? И потом. Действие происходит в 1957-м году. Перед нами поколение победителей в Войне. Страна восстанавливается. Строятся дома и заводы. 4 октября в космос был запущен Первый Спутник. Ничего этого в фильме нет. Моему отцу в 1957-м было 19. И он рассказывал о том времени как о трудном, но радостном. О том же говорят и его сверстники. Сколько радости несут фильмы 1957-го года «Высота», «Девушка без адреса», кстати, упомянутые в «Крике Совы». Почему в кино показывают другое? Неужели сознательно внушают людям мнение о временах СССР как о «мрачных веках»?<br>В заключение хотелось бы всё-таки поблагодарить авторов фильма за хорошо сделанную работу. Фильм смотрится буквально на одном дыхании и интрига сохраняется буквально до последних минут фильма. Отлично подобраны актеры. Интеллигентный чекист Иван Митин – Сергей Пускепалис, внушающий ужас оборотень Горобец (Богорад) – Василий Бочкарев … Не хотелось бы кого-то выделять, все отработали на высоком уровне, но то, как Андрей Мерзликин сыграл провинциального милиционера чуть ли не впервые, в подражание «коллеге» из области, надевшего модные костюм и шляпу, мне сильно понравилось.<p>Оригинал статьи находится здесь: <a href=”http://acon15.ru/index.php/kafedra-konservativnoj-ekspertizy/678-kolliziya-chestnogo-chekista”>acon15.ru/index.php/kafedra-konservativnoj-ekspertizy/678-kolliziya-chestnogo-chekista</a><!– Fontsize plugin –></p><!– /Fontsize plugin –><p><strong><a href=”https://blockads.fivefilters.org”></a></strong> <a href=”https://blockads.fivefilters.org/acceptable.html”></a></p>

Сегодня в СМИ