В московских школах учится больше миллиона детей. Если быть точными — 1 029 000. В марте прошлого года всего за неделю почти все они перешли из привычных классов в онлайн, и стали учиться дома. И весь прошлый год главной задачей столичной системы образования было выдержать и вопреки пандемии COVID-19 обеспечить непрерывное и качественное образование. «И система с этим вызовом справилась», — подвели итог этого года в московской мэрии.

Свои выводы чиновники подкрепляют результатами. Так, в прошлом году по итогам ЕГЭ 38,8% выпускников городских школ набрали по трем предметам 220 баллов и выше. С точно таким же показателем система образования закрыла 2019 год. Заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников из-за пандемии в 2020 году не проводили. Призерами стали участники регионального этапа, которые вышли в финал. От Москвы финалистами стали 1904 школьника. Старшеклассники забрали 598 дипломов, в других классах дипломы не присуждались. Причем, как отмечают в мэрии, в прошлом году в финал прошли почти на 200 учащихся больше, чем в 2019 году.

Московские школьники завоевали 17 наград на международных предметных олимпиадах — 10 золотых и 7 серебряных медалей. В конце декабря 2020 года состоялась V Московская Олимпиада мегаполисов, на которой встретились школьники из 28 стран и 31 мегаполиса мира. Соревнования проводились по четырем предметам: математика, информатика, физика и химия. Команда Москвы заняла первое место, набрав больше 744 баллов и серьезно опередив в балльном зачете команды школьников их Ханоя, Бухареста, Гонконга, Кракова.

Все это оказалось возможным даже в условиях внезапного дистанта, к которому не были готовы ни учителя, ни школьники, ни система образования. В марте 2020 года в течение одной недели московская система образования перешла в дистанционный режим обучения, который продлился до конца учебного года. Осенью, то есть, в начале нового учебного года, из дома продолжали учиться школьники с 6 по 11 классы. И только с 18 января они вновь вернулись за парты.

На первых порах московские школы обеспечили более 18 тыс. детей ноутбуками и планшетами, чтобы они могли учиться дома. Для младшеклассников, которых не с кем было оставить дома, организовали дежурные группы — не больше 12 человек в каждой.

Полноценное дистанционное образование в московских школах стало возможным благодаря наличию технических возможностей для дистанционного взаимодействия педагогов и школьников. В этом смысле Москва оказалась готова к пандемии лучше многих других регионов: к тому моменту у нее уже была Московская электронная школа (МЭШ).

Конечно, в дистанционной работе московские школы пользовались разными образовательными ресурсами: Московский образовательный телеканал, онлайн-школа Центра педагогического мастерства, сервис «Мои достижения», портал дистанционного и электронного обучения distance.mosedu.ru. Однако основным ресурсом стала именно МЭШ, в библиотеке которой сейчас насчитывается больше 53 тысяч электронных сценариев уроков, 1,7 тысячи электронных учебных пособий, 348 учебников издательств, 245 произведений художественной литературы, 10 уникальных виртуальных лабораторий, 65 тысяч тестовых заданий и более 136 тысяч интерактивных образовательных приложений. Во всероссийском масштабе МЭШ — наряду с Российской электронной школой, Учи.ру и Фоксфордом — вошла в число наиболее востребованных школами цифровых платформ, обеспечивающих дистанционное и электронное обучение по всем предметам с 1 по 11 класс.

Получив реальный опыт работы в дистанционном формате, создатели МЭШ добавили в нее новые сервисы, которые делают «школу» еще удобнее. На платформе появилась возможность проводить онлайн-уроки в формате видеоконференций, и запускать их непосредственно из журнала. То есть, учителям не нужно создавать вебинарные комнаты и отправлять ссылки на онлайн-уроки ученикам. Вся работа ведется на одной платформе — нет необходимости переходить на другие ресурсы. Ученик автоматически получает уведомление в своем расписании и из него переходит в виртуальный класс.

Летом 2020 года в библиотеке МЭШ появился новый контент: больше девяти тысяч коротких видео продолжительностью не больше 12 минут, в которых лучшие педагоги Москвы объясняют основные темы школьной программы. За то время, что школьники провели на удаленке, видео просматривали больше 1 млн раз. Они помогают изучить новую тему или повторить пройденный материал.

Появились обновленный сервис планирования для учителя: теперь к каждому уроку в библиотеке МЭШ подбирается связанный с конкретной темой материал, из которого педагог может выбрать то, что нужно ему для занятия.

Классные руководители стали организаторами и координаторами дистанционного обучения. Они разъясняли ученикам и родителям, как работать в МЭШ, контролировали успеваемость и режим занятий и отдыха, помогали выбрать программы дополнительного образования в онлайн, чтобы детям было чем заняться дома.

О самих педагогах тоже позаботились. Всех учителей старшего возраста перевели на удаленку. Тех, кто продолжал работать очно, обеспечили средствами индивидуальной защиты. «Московские учителя могли одними из первых получить прививку от коронавируса, еще до начала массовой вакцинации», — отметили в мэрии.

Чтобы быстро подменять учителей, которые ушли на больничный, с 15 октября в столице запустили сервис «Учитель на замену». По данным чиновников, 138 школ и колледжей воспользовались такой возможностью, а всего на замену учителя поступило 970 заявок. «Новый сервис позволил не прерывать полноценный учебный процесс, привлечь в школы наиболее мотивированных и успешных студентов педагогических вузов, а также обеспечить нагрузку педагогам дополнительного образования», — отметили в мэрии.

С середины января школьники вернулись в классы, но в привычном смысле традиционная школьная жизнь пока не вернулась. На входе в школу у всех заменяют температуру. Повсюду установлены дозаторы с кожными антисептиками для обработки рук. И безопасные для детей бактерицидные лампы закрытого типа для обеззараживания воздуха. В помещениях регулярно проводят уборку и дезинфекцию. Учителя соблюдают масочный режим. Потоки детей развели по параллелям при входе в школу и в столовую. Кроме того, чтобы свести к минимуму передвижения по школе, каждый класс теперь учится в своем кабинете. Так дети из разных параллелей реже сталкиваются друг с другом, и у них меньше шансов заразить кого-то или подцепить вирус. Если у кого-то из класса выявят коронавирус, класс переведут на карантин. Разведение потоков позволяет не закрывать в таком случае всю школу.

Чтобы помочь детям улучшить успеваемость, в феврале 2021 года в 80 столичных школах запустили пилотный проект «Цифровой репетитор». В мэрии уточнили, что проект адресован детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. На первом этапе воспользоваться услугами «цифровых репетиторов» сможет больше 800 школьников 6-8 классов. Заявку можно подать через личный кабинет в «электронном дневнике» МЭШ. Занятия с репетиторами будут проходить два раза в неделю в онлайн в мини-группах по три-пять человек. Репетиторы помогут детям подтянуть русский и английский, алгебру и геометрию, физику и химию. Школьник может выбрать только два предмета. Занятия включат в «электронное расписание» школьника.

Для проекта набрали 500 педагогов, большинство из которых — учителя московских школ и педагоги дополнительного образования, остальные — студенты педагогических вузов. Многие студенты, которые включились в работу, уже участвовали в проекте «Учитель на замену» и вели занятия в школах или работали ассистентами педагогов, проводивших занятия из дома. Для всех педагогов организовали курсы повышения квалификации по эффективному дистанционному обучению с использованием МЭШ и других городских образовательных ресурсов. В будущем город планирует сформировать постоянно пополняемую базу учителей. В скором времени репетиторы начнут работать с учащимися 9-11 классов.

Ася Никитина

Росбалт