Завершение строительства второго «Северного потока» не стало для Украины поводом прекратить борьбу с проектом. Теперь Киев пытается не допустить сертификации трубопровода. Новой мишенью для атаки выбрана «Фортуна» – российское судно, уложившее трубы на дно Балтики, а точнее, его якорная система. Зачем Украина цепляется к якорям «Фортуны»? И стоит ли Москве опасаться таких угроз?

«На утреннем оперативном совещании в ПАО «Газпром» председатель правления Алексей Миллер сообщил, что в 8.45 мск строительство газопровода «Северный поток – 2» полностью завершено», – сообщила в пятницу пресс-служба корпорации. Компания Nord Stream 2 AG подтвердила соединение датской и немецкой секций второй нитки «Потока».

В ответ пресс-секретарь президента Украины Сергей Никифоров заявил, что Киев не прекратит борьбу с «Потоком» даже после начала поставок по трубопроводу. Позднее эту угрозу в разговоре с Deutsche Welle конкретизировал директор интегрированных коммуникаций «Нафтогаза Украины» Максим Билявский: «Позиция Нафтогаза и позиция Украины – бороться с проектом до конца». По его словам, Киев планирует сорвать процедуру сертификации газопровода, используя юридические тонкости.

Как отметил управленец Нафтогаза, Киев хочет обернуть себе на пользу тот факт, что газопровод достраивало российское судно «Фортуна» – после того, как из проекта вышла швейцарская трубоукладочная компания Allseas. Здесь и могут возникнуть сомнения, которые помешают технической сертификации, считает собеседник. «Фортуна» использует систему якорей, что в условиях даже спокойного Балтийского моря не может гарантировать выполнение условий проектной документации», – пояснил он. По его словам, в отличие от других подобных систем, якорная «угрожает стрессоустойчивости» трубопровода. Именно эта деталь дает украинской компании повод добиваться ограничения пропускной способности «СП-2».

Кроме того, напомнил Билявский, Nord Stream 2 AG не прошла «анбандлинг (англ. ownership unbundling, расчленение собственности), как того требует европейское законодательство и как это сделала Украина».

Директор украинского Центра политического маркетинга Василий Стоякин уверен, что Киев будет лоббировать в Брюсселе и Берлине затягивание сертификации независимого оператора трубопровода. «Кроме того, Киев будет выклянчивать у Европы участие в управлении «СП-2». Согласно европейским правилам, управление должно быть 50 на 50, и оператор газотранспортной системы Украины может даже поучаствовать в конкурсе на управление половиной мощности «Потока», – предположил политолог.

Стоякин напомнил, что в рамках обновленной Газовой директивы ЕС («Третий энергопакет») при наличии связи между поставщиком и оператором половина мощности трубы должна быть зарезервирована для независимых компаний. От руководства Евросоюза, которое уже начало затягивать сертификацию, несмотря на высокие цены на газ, можно ожидать «любых глупостей», посетовал Стоякин. Этим и будет пользоваться Украина. «Даже если попытки затянуть работу трубопровода не сорвут в итоге его запуск, каждый месяц простоя до тех пор будет приносить миллионы долларов украинской ГТС», – заключил эксперт.

Взгляд