Очередной эпизод китайской экспансии прямо сейчас происходит на Балканах. Пекин готов забрать за долги важнейший в Черногории морской порт, и это далеко не единственный пример подобной технологии, применяемой китайцами по всему миру. Зачем Китай это делает и к каким глобальным последствиям все это приведет?

Китай готовится аннексировать часть территории Черногории. Причем аннексировать абсолютно по закону. Более того – по справедливости.

Дело в том, что в 2014 году тогдашний премьер Черногории Мило Джуканович (ныне он занимает должность президента и по факту продолжает руководить страной) взял у Китая кредит в один миллиард долларов на постройку секции шоссе, которое должно было связать Черногорию с Сербией. Для понимания масштабов кредита – весь черногорский ВВП в 2019 году оценивался в 14 млрд долларов, а китайский кредит был эквивалентен примерно половине всех расходных статей бюджета. Поэтому многие уже тогда называли его личным пиар-проектом Джукановича, а также инструментом заработка для его окружения, надеявшегося на распил полученных кредитных средств.

Теперь черногорские власти пытаются уйти от необходимости выплаты китайского долга. Либо перекредитоваться у европейцев по меньшей ставке (китайский долг на 2%, они хотят меньше 1%), либо добиться рефинансирования. Китайцы их пока не кошмарят – сроки платежа ведь не нарушены, а условия рефинансирования в любом случае нужно будет с китайцами обговаривать по контракту. Почему же китайцы сделали столь рискованное вложение? Потому что это шоссе нужно было не только черногорцам, но и Пекину.

На сегодняшний день главными подконтрольными Китаю воротами для экспорта из КНР в ЕС является греческий порт Пирей. В 2010 году китайцы начали планомерно скупать его акции, в 2016 году получили над ним контроль, после чего серьезно инвестировали в портовые мощности. Однако логистика все равно не очень удобная.

Взгляд