Богословие греческих философов-стоиков


Олег Матвейчев, 13.10.2018 13:00   –   matveychev-oleg.livejournal.com  


Диоген Лаэртский о взглядах основателя стоической школы Зенона Китийского (ок. 334 – ок. 262 гг. до н.э.) и его последователей:

Θεὸν δ’ εἶναι ζῷον ἀθάνατον, λογικόν, τέλειον ἢ νοερὸν ἐν εὐδαιμονίᾳ, κακοῦ παντὸς ἀνεπίδεκτον, προνοητικὸν κόσμου τε καὶ τῶν ἐν κόσμῳ· μὴ εἶναι μέντοι ἀνθρωπόμορφον. εἶναι δὲ τὸν μὲν δημιουργὸν τῶν ὅλων καὶ ὥσπερ πατέρα πάντων κοινῶς τε καὶ τὸ μέρος αὐτοῦ τὸ διῆκον διὰ πάντων, ὃ πολλαῖς προσηγορίαις προσονομάζεται κατὰ τὰς δυνάμεις.

Бог есть живое существо, бессмертное, разумное, совершенное или же умное в счастье, не приемлющее ничего дурного, а промысел Его – над миром и над всем, что в мире; однако же Он не человекоподобен. Он – творец целокупности и словно бы родитель всего: как вообще, так и в той своей части, которая проницает всё; и по многим своим силам Он носит многие имена.

Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. 7.147 (перевод М. Гаспарова)

То неловкое чувство, когда представления греческих «язычников» о Боге оказываются гораздо более «монотеистичными», чем представления всех сочинителей Еврейской Библии вместе взятых.

Оригинал у aquilaaquilonis

Сегодня в СМИ