Захар Прилепин о Штирлице, Лиозновой и Урсуляке


Олег Матвейчев, 12.01.2020 19:00   –   matveychev-oleg.livejournal.com  


Захар Прилепин

В новогодние посмотрел с сыном «Молодость Штирлица. Пароль не нужен» Урсуляка и начали «17 мгновений весны».

Что хочу сказать.

Несмотря на аномальную популярность «17 мгновений», безупречность Вячеслава Тихонова и великолепную музыку Таривердиева, - всё это стремительно устаревает, и на день сегодняшний вдруг стало понятно: конечно же, актёры в фильме Урсуляка играют куда лучше, чем в классическом фильме Лиозновой, где все постоянно то недоигрывают, то переигрывают, а сам фильм её невозможно медленный, да и сценаристы куда слабей, чем у товарища Урсуляка.

Что до сериала Урсуляка (в основном хило снятого и с чудовищными батальными сценами): придётся признать: несколько кусков там просто бесподобны. Мерзликин и этот, который Гиацинтова играет – оба прекрасны, а Пороховщиков (в сцене, когда великолепный красный командир приносит ему предложение сдаться) – сыграл одну из лучших своих ролей.

Страхов (тоже очаровательный), конечно же, по приказанию Урсуляка скопировал все манеры Тихонова – и, когда смотришь подряд, молодость и зрелость Штирлица (Урсуляка и Лиознову друг за другом) – это особенно заметно. Мой сын, который знать не знал, что между этими фильмами 30 лет разницы, и смотрел их как сезоны одного сериала, сразу отметил, что Страхов и Тихонов очень похожи. Он вообще ожидал, что играть и дальше будет Страхов, но я сказал, что ему сложно было бы играть своего героя 20 лет спустя и для «продолжения» выбрали другого артиста.

Сын резюмировал, что «старый» Штирлиц почти такой же хороший, как молодой. Хотя молодой, по мнению сына, конечно, покруче. Новое поколение! Что с них взять. Они не ведают наших святынь и кумиров не различают.

Что до Лиозновой – то она, конечно, снимала достаточно весёлую антисоветскую сагу.

Там каждая вторая сцена о том буквально вопиет.

В первой же серии:

- антифашистский монолог учёного-астронома с призывом к фашистской власти оставить народ в покое и уйти – стопроцентный диссидентский полив, и завуалированное обращение к «коммунистической клике», и Брежневу с Андроповым лично;

- тюрьма, где сидит пастор Шлаг – естественно, типически «русско-советская», откуда-то из «Джентльменов удачи», и там как бы наши урки унижают никакого не пастора, а как бы нашего священника (усаженного в общую камеру с подачи нашего НКВД, тьфу ты, по приказу СС);

- Штирлиц говорит Шлагу про то, что «когда враг не сдаётся – его уничтожают», и тут только идиот не может догадаться, что Гестапо и НКВД – это одно и то же, и лозунги у них одинаковые;

- вид загородной вилы Штирлица и внутри, и снаружи явственно показывал советскому человеку, что и он жил бы так же, если б проиграл, и баварское пил бы;

- Олег Табаков (кто он там, забыл, Гиммлер, Геббельс?) говорит, что Сталин настолько не понимает и не слышат союзников (то есть, ему настолько чужды демократические ценности США и Англии), что «грех этим не воспользоваться»; так что, только чудом этого кровавого бандита не обхитрили фашисты, желавшие заключить мир с «нормальными» странами.

Ну и так далее. На каждом, говорю, шагу.

Советские генсеки и прочие чины, пришедшие от фильма Лиозновой в полный восторг, были то ли сокрушительно наивны, то ли… То ли что?

Я всё-таки думаю: сокрушительно наивны.

То есть, советский режиссёр Лиознова откровенно дурачила все эти КГБ и цензурные комитеты, снимая явственную диссиду (а параллельно топя Василия Макаровича Шукшина с его «Разиным»), - и ничего ей за это не было.

Фашистов она, конечно, ненавидела, но, начав показывать их в своём (революционным на тот момент) сериале - человечными, - кажется, увлеклась.

Отдельная, конечно, песня, что фашистскую массовку играют у неё сплошь и рядом ребята с откровенно иудейской внешностью, как собственно и ряд высших чинов Рейха.

«Жидобандеровцы», акт первый, не иначе.

То, что Вячеслав Тихонов был бы от происходящего сегодня на Украине в ужасе (он-то всерьёз всё это играл, святой человек), а Татьяна Лиознова - призывала бы остановить «донбасский фашизм» - вот как-то совсем не сомневаюсь.

(А вот Юлиан Семёнов, пройдя первый этап восхищения демократическими ценностями, конечно, дозрел бы уже до кромешной брезгливости по отношению ко всей этой петлюровско-ОУНовской помойке).

В сухом остатке: Урсуляк отлично показал, что правда, увы и ах, была (в конкретной Дальневосточной республике, в 1922 году) на стороне красных, которые лепили заново империю, а остаточные белые продавались то японцам, то американцам, и в сущности у Советской власти никакого другого выбора не было, кроме как выдавить их к чертям.

Лиознову изо всех сил намекала «имеющим уши», что «это была борьба двух зол», но 99,99% зрителей, включая Брежнева, «17 мгновений» смотрели его совершенно всерьёз и ничего такого там не усмотрели.

Ну так мы и на Украину смотрели спокойно 25 лет, и ничего такого там не видели.

А оно было.

Сериал Урсуляка посмотрел один миллион человек. «17 мгновений» - сто миллионов. Хотя эстетическая ценность их вполне сопоставима.

Выводов никаких нет. Просто поделился впечатлениями.

Захар Прилепин

Сегодня в СМИ