Тихоходнее сухогрузов оказались новые корабли для ВМС США, построенные в рамках программы Littoral Combat Ship (LCS) для использования в прибрежных водах. Кроме того, задуманный модульный принцип компоновки не оправдал себя, силовое оборудование вышло дефектным, и корабли вообще можно списывать сразу после первого же выхода в море. В общем, американский «прорывной хайтек» в очередной раз показал себя во всей красе.

Первый же месяц начавшегося года ознаменовался тем, что словно из рога изобилия посыпались новости о перемогах прогрессивных заокеанских инженеров.

https://youtu.be/vMpvnYayeqc

Не успел я выпустить материал о сомнительных перспективах серийного производства F-35, как вот опять.

«Более 15 боевых кораблей прибрежной зоны, которые были созданы в рамках проекта Littoral Combat Ship, неспособны развивать заявленную скорость в 47 узлов. При этом в ходе испытаний в декабре 2020 года головной корабль USS Freedom не смог обогнать даже сухогруз.

Кроме того, заложенный в конструкцию корабля модульный принцип оказался неэффективным. По замыслу разработчиков, замена каждого модуля должна была менять назначение корабля. Однако новые модули требовали больших внутренних объёмов и более мощной энергетической установки. При этом новая дорогостоящая установка требует непропорционально много топлива для такого корабля. Также в ходе эксплуатации у нескольких кораблей вышли из строя редукторы».

https://riafan.ru/1367983-noveishie-korabli-vms-ssha-okazalis-medlennee-suhogruzov

Подробности этого позорища ещё более фееричны. Например, как вам такой финт Пентагона: чтобы угодить обоим крупным оборонным подрядчикам, претендовавшим на освоение гигантских сумм по программе LCS, американское военное министерство заказало… 2 серии кораблей одинакового назначения, но от разных производителей.

«За лакомый пирог нового класса кораблей бились два гиганта: «Дженерал ДайнЕмикс» со своим тримараном класса «ИндепЕнденс» и «ЛОкхид МАртин», взявший за основу своего класса «ФрИдом» обводы скоростной итальянской яхты. В теории остаться должен был только один – но, увы, они оказались слишком сильными оба. В результате, вопреки всей практике военно-морского строительства, ВМС заказали сразу две серии кораблей одинакового назначения, но разной конструкции. Не отказывать же уважаемым людям, потом-то ведь надо будет как-то жить после выхода на пенсию, а как?

Ничего не остановило этот, как сегодня модно говорить в России, «распил бюджета» – по-американски огромный и наглый. В 2005 году был заложен первый «Фридом», а в 2006-м – первый «Индепенденс».

https://vz.ru/world/2021/1/12/1079616.html

Но гладко было на бумаге, да забыли про овраги. В смысле – про криворукость нового поколения американских инженеров. И результаты не заставили себя долго ждать.

«Вскоре после поступления кораблей на службу выяснилось, что даже просто для вояжей их использовать нельзя – очень короткие межремонтные интервалы, считанные недели. ВМС США аккуратно исключили эти корабли из своих «деплОйментов» – развертываний сил в Мировом океане. Их походы можно было пересчитать по пальцам.

При этом постоянно происходили скандалы. Так, ВМС были пойманы на переписывании задним числом концепций боевого применения этих кораблей, чтобы оправдаться за не достижение ими требуемых характеристик. Оказалось, что на замену модуля вместе с походом за ним в порт (в тот, где он лежит, а не в любой), его извлечением с хранения, расконсервацией, проверкой, установкой на корабли и возвращением на театр военных действий может уйти до месяца, что лишало идею модульности всякого смысла. Оказалось, что сокращённые экипажи зачастую не справляются с нагрузками, автоматизация не спасает. Оказалось, что у кораблей «Индепенденс» быстро гниёт корпус».

https://vz.ru/world/2021/1/12/1079616.html

Впрочем, «боевые черепахи» от второго передового американского военного подрядчика оказались не лучше. Вернее, ещё хуже.

«В 2016 году в сенатском комитете по вооружённым силам разбирали проблемы этого типа кораблей. Оказалось, что «ФрИдом» более нежный, чем «ИндепЕнденс», и ломается чаще: так, имели место отказы водомётов и поломка редуктора на корабле «МилуОки», пятом в серии. ВМС валили все на личный состав, но с «Милуоки» так не получилось.

У «Фридомов» главная энергетическая установка состоит из совместно работающих на общий редуктор дизелей и турбин, последние подключаются через сцепление тогда, когда нужна скорость. На «Милуоки» в 2016 году отключение турбины не вызвало полного отключения сцепления, как должно было бы, и редуктор одного из бортов разрушился. Тогда флот в очередной раз переписал концепцию и объявил этот случай единичным, а вместо максимальной скорости 47 узлов у кораблей типа «Фридом» стала фигурировать в документах скорость «более 40».

https://vz.ru/world/2021/1/12/1079616.html

Подтирать документы, задним числом меняя ранее заявленные характеристики – это так прогрессивно и так по-американски, да? Главное ведь – показуха, чтобы ни в коем случае не признавать, что «ведущая хайтек-держава» крупно облажалась.

Но шило в мешке не утаИшь.

«Осенью 2020 года, в ходе выполнения операций по борьбе с наркотрафиком в Карибском бассейне, сначала у «ДетрОйта», а потом у «Литтл Рок» (оба типа «Фридом») разлетелись редукторы – так же, как и у «МилуОки» ранее. Проблема была в том, что они и не пытались развивать проектную скорость. Но редукторы развалились всё равно.

Скрыть не получилось, и ВМС США, сжав зубы, проверили редукторы на всех кораблях серии. Итог был ужасен. Редукторы имеют конструктивный дефект – подшипники сцепления не выдерживают нагрузок при ходе «под турбинами». Это так у каждого из кораблей типа «Фридом», даже у строящихся. И это неисправимо. Заменить редукторы на другие невозможно, отремонтировать имеющиеся тоже. Все корабли типа «Фридом» небоеспособны. Без турбин они не могут ходить быстрее 12 узлов, а это скорость старенького сухогруза. Неплохо для корабля ценой 362 миллиона долларов за штуку».

https://vz.ru/world/2021/1/12/1079616.html

Ещё раз: каждый такой плавучий металлолом, неспособный обогнать даже сухогруз; в силу конструктивных особенностей обладающий крайне слабым вооружением и вдобавок – «врождённым» дефектом силового оборудования, стоил бюджету США 362 миллиона долларов.

Лучше бы раздали пенсионерам и американским ветеранам многочисленных колониальных войн, живущим в картонных коробках и палаточных городках.

«Сейчас ВМС США совместно с производителем редукторов (фирмой «Ренк») ищут выход. Командующий морскими операциями ВМС США адмирал Майкл ГИлдэй в ходе одного из интервью назвал эти корабли словом «чума», и есть отчего. Это по-настоящему большая проблема – целая серия очень дорогих, но мёртвых кораблей, которые нельзя оживить. И которая продолжает строиться! В специализированной американской прессе стоит скрежет зубовный, некоторые авторы призывают просто порезать все корабли «Фридом» на металл, а последний законтрактованный просто не заказывать, оплатив неустойку. И они, видимо, правы.

Фактически хороших решений у ВМС США в этой ситуации нет. «Ренк» может и не решить проблему. И если «ИндепЕнденс» будут служить до списания с ракетами и смогут даже где-то ими повоевать, то все корабли типа «Фридом» превратились в памятники – и только политический хаос в США спасает ВМС от попадания в крупнейший за десятки лет скандал».

https://vz.ru/world/2021/1/12/1079616.html

«Сверхдорого, распильно, бесполезно» – таким должен быть слоган совместной рекламной кампании ВМС США и тех военных подрядчиков, которые вместе опозорились в рамках программы LCS.

Но неэффективные траты бывают только у отсталого ведомства клятого Шойгу, да-да-да. Я на «Эхе Москвы» читал.

Руслан Осташко