С полей парламентских дискуссий.

Никогда не думал, что думские дебаты столь неожиданно выведут на обсуждение реальных и весьма принципиальных философских вопросов.

— Мы в Партии пенсионеров при разработке программных положений и предложений опираемся на данные научных исследований и всегда стараемся опираться только на объективно истинные знания и выводы. — Сказал я недавно своему оппоненту из очень «справедливой» партии.

Он ответил мне незамедлительно:

— Так и мы даже в своем названии заявили, что мы «за правду»!

— Вы же изучали курс философии, — пришлось ответить мне, — и хорошо знаете, что истина и правда – это, как говорят в прекрасной Одессе, две большие разницы!

В результате состоявшейся беседы пришлось провести небольшой философский ликбез для окружающих.

Одним из ведущих и обычно всем известных разделов философской науки является гносеология – наука о закономерностях познания.

Базисной категорией гносеологии является категория ИСТИНА.

Ее противоположностью является категория ЗАБЛУЖДЕНИЕ.

При всем многообразии существующих определений истины принцип один: под истиной понимается знание, которое соответствует объекту познания и отражает его основные качества и свойства.

Категории ПРАВДА в гносеологии нет. И хорошо понятно почему.

Сущность ПРАВДЫ совсем в другом: во многом это психологическая категория, это соответствие духовной реальности человека его словам и действиям.

То есть если человек говорит то, что он думает (а думать то он может разное) то это и есть правда.

В Евангелии это запечатлено достаточно четко. Именно Понтий Пилат задает Иисусу Христу свой бессмертный вопрос:

— ЧТО ЕСТЬ ИСТИНА?

Хорошо понятно, что Понтий Пилат просто не мог спросить:

— Что есть правда?

Противоположностью ПРАВДЫ является сознательная ЛОЖЬ.  

А так как духовная реальность бывает очень разная, то и правда, в отличие от истины, у каждого своя.

Да и спорить с человеком, считающим что он обладает «правдивым» знанием, ОБЫЧНО почти бесполезно.

Не случайно исследователи отмечают, что правда есть предельная личностная убежденность говорящего, для правды характерна некритическая вера в свое мироощущение и т.д.

Приводить примеры можно бесконечно!

Если пациента психиатрического лечебного заведения спросить:

— Вы Наполеон?

Он вполне может ответить:

— Да, конечно, именно я и есть Наполеон!

И самое удивительное – он будет говорить вам … ПРАВДУ.

Он действительно так считает.

Если же спившегося алкоголика спросить:

— Водка сладкая?

Он вполне может возопить:

— Водка ох какая сладкая! А вот настойка боярышника! Она!!!

И в данном случае он тоже будет говорить ПРАВДУ!

Как много в нашей жизни, в том числе и на парламентских дебатах «правды», и как мало истины…

Так как мы уверены, сказал я в итоге спорящим, что Партия пенсионеров не может быть «партией боярышника», поэтому мы системно и сознательно закладываем в наши документы принцип именно ИСТИНЫ.

И уверен, что поступаем правильно.

Аврора