Владимир Путин выступил на предвыборном съезде партии «Единая Россия». Фактически это мероприятие стало продолжением Послания Федеральному Собранию. О неожиданном ходе, согласно которому список ЕР возглавил Сергей Шойгу

Теперь хотели бы обратить внимание на программную речь Путина. Самый интересный момент - долговая яма регионов, за которые несут, в том числе, ответственность федеральные ведомства. Правда, изначально понятно, какие это ведомства.

На 1 июня этого года объем государственного долга субъектов Российской Федерации составил 2,462 трлн рублей. Это довольно значительная цифра. С начала года госдолг практически не снизился.

Тем не менее, еще в первом квартале государственники предложили весьма неплохую программу реструктуризации региональных долгов. Так, срок возврата бюджетных кредитов, выданных в прошлом году, продлевается до 2029 года.

Коммерческие кредиты, составляющие более 25% от общей суммы долга, заменяются бюджетными по ставке 0,1%. Помимо этого, стартует программу инфраструктурных кредитов. До 2023 года регионам будет выдано 500 млрд рублей на 15 лет по ставке 3%. Это будут инвестиционные деньги, то есть потратить их можно будет не на текущие расходы, а исключительно на вложения в реальный сектор экономики. Таким образом, собственные доходы региона повысятся.

Однако здесь вопрос заключается не только в том, как реструктурировать нынешнюю задолженность, но и в том, как была допущена такая ситуация. Ведь, если не отладить механизм, то после текущей реструктуризации долговая нагрузка вновь может вырасти. Владимир Путин указал виновников произошедшего:

«А соответствующие федеральные органы власти – сейчас не будем их перечислять – должны всё-таки контролировать ситуацию, чтобы потом не приходить и не разводить руками: вот, такой-то регион набрал то-то, ему теперь нужно то-то. Ну а вы-то куда смотрели? Я понимаю, есть у нас определённые законом предусмотренные собственные полномочия, но в конце концов это выливается в то, что всё опять приходит на федеральный уровень, и мы с начала начинаем, с «центра поля» опять эту проблему решать»

За финансами, в том числе, региональными, у нас следит (или, должен следить) только один орган - Министерство финансов. Но, к сожалению, здесь у нас имеется такая же проблема, что и с ЦБ.  

Минфин Силуанова ограничивается исключительно кругом тех полномочий, которые у него прямо прописаны. То есть, как и ЦБ не занимается экономическим развитием государства, поскольку в его обязанностях это не прописано.

Да, Министерство финансов выдает регионам бюджетные кредиты, однако совершенно не смотрит за тем, как субъекты наращивают коммерческий долг. Контроля с этой стороны нет никакого.

А ведь особенностью губернаторской работы является то, что главы регионов не видят себя в этом кресле на протяжении долгого срока. Соответственно, они идут на то, чтобы набрать долгов сейчас, повысить зарплаты бюджетникам, построить дорогие и т.д.

Обо всех этих «великолепных» показателях они отчитываются в Москву. А что будет дальше, лет через 5-7-10, их уже не волнует. Подобное кстати, является одной из главных проблем так называемой сменяемости власти. Если перебарщивать с ротацией и «новыми лицами», то долгосрочное планирование будет полностью отсутствовать.

Силуанов занимает пост Министра финансов с 2011 года. Многие говорят, что мол засиделся, надо менять и так далее. Хотя подобное не является абсолютно никакой проблемой. Наоборот, во главе финансового ведомства человек должен находиться как можно более долгий срок, поскольку финансы требуют стратегического планирования. Но, к сожалению, у Силуанова это стратегическое планирование полностью отсутствует.

Ярким примером является его маниакальное желание всеми силами набить бюджет здесь и сейчас. Так, по гигантскому нефтехимическому комплексу в Находке (ВНХК) льготы до сих пор не согласованы, поскольку Силуанов сейчас не хочет иметь выпадающие бюджетные доходы сейчас, хотя после ввода ВНХК в эксплуатацию все потери будут с лихвой перекрыты, а комплекс начнет приносить нашей экономике огромные деньги.

Но, к сожалению, позиции системных либералов пока что сильны. Если некая оттепель в отношениях с США все же произойдет, либо будет заключена Большая сделка, то системные либералы сохранят свое влияние. В этом есть как плюсы, так и минусы, поэтому слишком уж драматизировать ситуацию не стоит. Конечно, хотелось, чтобы государственники окончательно забрали себе все рычаги государственного управления, но все зависит от геополитики.

Аврора