Бароны Клодты на Урале


Русский топ, 18.02.2018 12:56   –   topru.org  


Из исторических заметок кота Фелискета

Если вы полагаете, судари мои, что я закончил разборки с Клодтом и его лошадками, то вы ошибаетесь. Дело в том, что Его Благородие со своим внучком оставили свои следочки и в наших уральских краях. Вот об этом и пойдёт речь.

Пётр Карлович и после создания своих знаменитых монументальных скульптур не бросал свои занятия в пластике малых форм, создавая статуэтки и группы, изображающие лошадей, достигнув в этом деле большого совершенства. И тут случилось так, что творчеством П. К. Клодта в 1880-х годах заинтересовались два уральских завода (Каслинский и Кусинский), начавшие в это время заниматься художественным чугунным литьём. По бронзовым моделям Клодта на этих заводах было отлито более двух десятков статуэток и групп: кабинетные скульптуры «Кобылица с жеребенком», «Кони на воле», «Конь оседланный», «Конь на привязи», «Конь с седоком», «Кляча», «Конь у изгороди», «Лошадь на воле», «Лошадь на водопое», «Лошадь испуганная», «Почтовая лошадь»; и даже уменьшенные копии «аничковского» ансамбля. Каслинские и кусинские отливки, в число которых входили и созданные по моделям Клодта, экспонировались не только на российских выставках, но и за рубежом: в Вене, Копенгагене, Лондоне, Париже, Стокгольме, Чикаго. И не просто экспонировались, а удостаивались самых престижных наград. К тому же эта художественная продукция пользовалась широким спросом на уральских и всероссийских рынках. Некоторые клодтовские работы отливались обеими заводами, а какие-то — только одним из них. Любопытно, что зачастую одноименная продукция, выпущенная в Кусе, была дешевле каслинской.

Несмотря на то, что качество и художественные достоинства кусинского литья не уступали каслинскому, такой широкой известности оно не приобрело. Вот почему дальше для расширения кругозора поведаю вам кое-что про Кусу.

На этой фотографии конца XIX века перед нами предстаёт Кусинский завод с непременным заводским прудом — характерной приметой практически всех старых уральских заводов. Основан этот завод был в 1778 году вторым владельцем Златоустовского завода Ларионом Ивановичем Лугининым. С 1811-го по 1917-й завод входил в состав Златоустовского горного округа, а с 1865 года — в состав Златоустовского уезда Уфимской губернии.

Первоначально на Кусинском чугуноплавильном и железоделательном заводе изготавливались железные скобы, гвозди, полозья, топоры, различные отливки из чугуна, в том числе и ядра для пушек. К слову сказать, кусинские пушечные ядра успели «засветиться» и в Отечественной войне 1812 года, принеся немало огорчений наполеоновскому воинству.

С 1883 года на Кусинском заводе начался выпуск художественных изделий из чугуна, в том числе и по моделям П. К. Клодта. Вот некоторые из клодтовских кусинских отливок:

Кони на воле.

Кобылица с жеребёнком.

Лошадь на водопое.

Конная группа с Аничкова моста.

Забавно, что именно такой конной группы на Аничковом мосту нет.

Обратите внимание на то, что в этой отливке у коня оторвана от опоры только одна передняя нога, а у оригинальных «аничковых» — две. Вероятнее всего здесь мы имеем дело с авторской вариацией любимой темы.

Впрочем, вернёмся к Кусинскому чугунному литью. Выше я сказал, что оно в общем-то не уступало каслинскому. И вот тому доказательство.

С 1887-го по 1914-й год Кусинский завод принял участие в 13 отечественных и зарубежных выставках, проходивших в Копенгагене (1888), Чикаго (1893), Нижнем Новгороде (1896), Стокгольме (1897), Париже (1900), Глазго (1901), Санкт-Петербурге (1903, 1908), Льеже (1905), Милане (1906), Омске (1901), Мальме (1914). Художественное кусинское литьё было удостоено двух Гран-при, Большой золотой медали, серебряной медали, Диплома 1-го разряда, пяти Почётных дипломов и трёх Похвальных отзывов.

В Златоустовском краеведческом музее хранится весьма представительная коллекция кусинского чугунного литья, насчитывающая более полутора сотен экспонатов, относящихся к XIX-XX вв. Вот несколько отливок из этой коллекции.

Ленин на отдыхе. 1930-е гг.

Эмблема Кусинского завода. 1930-е гг.

Не правда ли, интересная плакетка с портретом Сталина и изображением Кусинского завода. Характерное изделие эпохи индустриализации.

Эти две работы худ. М. Г. Абакумова «Курица» и «Петух» относятся к началу XX в.

Надо сказать, что кусинское литьё можно встретить в домах златоустовцев. В 1960-е—1970-е его часто преподносили в качестве подарков, стоило оно в те времена довольно дёшево. Вот одна из отливок из небольшой коллекции литья моего хозяина.

«Рыбак», автор неизвестен. Отливка 1979 года.

Внимательный читатель надеюсь заметил, что пока я говорил только об одном бароне Клодте — Петре Карловиче. Но если он к Уралу всё-таки имеет косвенное отношение, то про его внука — Константина Александровича этого не скажешь. Он прожил в Каслях последние годы жизни и внёс немалый вклад в развитие каслинского литья. Вот его биография, размещённая во 2-м томе «Энциклопедии Челябинской области» в 2008 году. Написана она Л. Н. Байновым и Н. Н. Каблуковой.

КЛОДТ Константин Александрович [5(17).03.1867, с. Знаменское Орловской губ.— 26.08.1928, Каслинский завод Екатеринбургского уезда Пермской губ.], скульптор, внук Петра Карловича. Учился за казенный счет в Моск. уч-ще живописи, ваяния и зодчества по классу скульптуры в мастерской С. И. Иванова (1883—92). Зачетные работы К. были отмечены серебряной мед. В 1892 за создание фигуры «Тарас Бульба» награжден золотой мед., получил звание классного художника и чин 14-го класса. Принимал участие в выставках уч-ща в 1885/86, 1889/90, 1891/92. В 1896 попечит. советом уч-ща был признан лучшим учеником и за счет средств из фонда С. М. Третьякова отправлен для продолжения образования в Европу (вместе со скульптором С. Т. Коненковым). По возвращении в Москву нек-рое время работал на ф-ке золотых и серебряных дел К. Фаберже. В 1897—98 вольнослушатель Императорской АХ, где его учителем был В. А. Беклемишев. В 1898 преподаватель скульптуры и рис. Пензенского художеств. уч-ща. Руководил практич. работами по керамике. Выполнял заказы на изготовление скульпт. композиций (львиные головы для дома купца Вярвельского, лепные орнаменты для Крест. банка и др.). В 1899 совм. с С. М. Волнукиным работал над созданием конных групп для Моск. ипподрома. В 1921 в числе др. преподавателей, сторонников академич. системы обучения, был уволен из уч-ща как представитель «чуждого класса»; по приглашению бывшего форматора уч-ща П. В. Серегина переехал в Касли. В 1921—28 скульптор Каслинского чуг.-лит. з-да. При его участии создан пам. героям, павшим за революцию (фигура рабочего; 1918—22), установл. на заводской площади в Каслях (см. Памятники истории и культуры). Изготовл. по этому образцу скульптуры были установлены также в В. Уфалее, Златоусте, Лысьве (Пермская обл.), Сысерти (Свердловская обл.). Константин Александрович разработал для печных дверок 15 образцов новых рельефов с сов. символикой (изображения серпа и молота, 5-конечной звезды, винтовки). Одним из первых изваял бюст и скульптуру В. И. Ленина. Автор ряда произв. декоративно-прикладного иск-ва (карандашница «Спорт», зажигалка «Ножка», нож для разрезания книг «Пионер», подставка для утюга). В 1925 принял участие в создании эмалировочного цеха завода. Разработал рис. для росписи чугунных тарелочек (на белом эмалевом поле изображены домашние птицы, цапля, лесной олень). Продолжая традицию М. Д. Канаева и Н. Р. Баха, руководил на заводе школой художеств. литья, в 1922/23 обучал рабочих лепке, рисованию и формовке. В 1923—25 зав. уч. частью, в 1923—27 преподаватель лепки в ФЗУ. После сокращения выпуска художеств. литья в 1927 был переведен на должность скульптора в техн. отдел завода. В Каслях 18 июля 1987 установлен памятник К.— бюст из чугуна (скульптор А. С. Гилёв, чеканщик Н. М. Задорин), являющийся частью мемориала скульпторам.

За сим прекращаю дозволенные речи, ибо хозяин уже зовёт на обед. А обед, сами понимаете, дело святое.

Материал: Фелискет

Иллюстрация: Коллаж и фото (кроме №№ 2-6, 12) Фелискета

Сегодня в СМИ