Проект «Kanal Istanbul», строительство 50-километрового пути между Чëрным и Мраморным морями, превратит половину крупнейшего города Турции в остров. Проект также предусматривает создание фактически нового города с населением от одного до двух миллионов человек вдоль фракийских берегов Турции, строительство контейнерного терминала и десятков новых мостов, шоссе, пристаней для яхт, торговых и развлекательных центров. Масштабная инициатива президента Реджепа Тайипа Эрдогана представляется грандиозной как по финансовым затратам. так и по накалу нарастающих вокруг неë внутриполитических разногласий. Об этом на страницах американского журнала Foreign Policy («Внешняя политика») пишет журналист Джонатан Горветт.

Защитники проекта утверждают, что канал «Стамбул» обеспечит прямой и лëгкий путь для танкеров и контейнеровозов, курсирующих через Черноморские проливы. Это поможет им избежать узкого и извилистого пролива Босфор, который проходит через сердце Стамбула, что минимизирует риск столкновений и посадок судов на мель. Тем не менее, канал также будет проходить через одну из последних оставшихся зелëных зон крупнейшего турецкого мегаполиса с 16-миллионным населением и ключевой резервуар для городской воды.

Экологи уже давно негодуют по поводу проекта Реджепа Тайипа Эрдогана, и эти протесты стали ещë громче в конце прошлого месяца, когда правительство страны дало зелëный свет на прокладывание искусственной водной артерии.

Поскольку опросы общественного мнения показывают, что большинство жителей города против инициативы властей, которой воспротивился и муниципалитет Стамбула, где управляет представитель ведущей Республиканской народной партии Экрем Имамоглу, эти протесты могут стать серьëзным вызовом для Эрдогана. В 2013 году сперва мирная акция против планов развития одного из немногих уцелевших городских парков — Гези — затем вылилась в длительные демонстрации и самый серьëзный вызов правлению Партии справедливости и развития с тех пор, как она пришла к власти в 2002 году, отмечает автор.

Многие экономисты, градостроители и политики считают канал пустой тратой ценных ресурсов.

«Этот проект даже не предательства, а убийство, — сказал стамбульский мэр Имамоглу на семинаре в декабре 2019 года. — Когда он будет завершëн, Стамбулу придëт конец».

Как обращает внимание оппозиция и местные экологи, строительство канала потребует вырубки 200000 деревьев, уничтожения 136 миллионов квадратных метров сельскохозяйственных земель и приведëт к потере мегаполисом около 33 миллионов кубометров воды в результате разрушения пресноводных озëр и водохранилищ на его пути.

присоединились

Ранее в этом месяце появились сообщения о том, что два военных корабля США должны были войти в Чëрное море на фоне растущей российско-украинской напряжëнности. Тем не менее, по условиям Конвенции Монтрё, корабли, проход которых был затем отменëн, сначала должны были запросить разрешение Турции.

Джонатан Горветт

Некоторые из крупнейших банков Турции неохотно финансируют строительство Стамбульского канала, инициированного лично президентом Эрдоганом, из-за экологических проблем и инвестиционных рисков, связанных с масштабным строительным проектом, сообщили на этой неделе агентству Reuters четыре высокопоставленных банкира.

Напомним, Эрдоган остаётся непреклонен в отношении проекта искусственного водного пути — строительства канала «Стамбул», который создаст ещё один, но уже рукотворный пролив на западной оконечности турецкого мегаполиса. Правительство страны заявляет, что канал будет использоваться для судов с повышенным экологическим риском, таких как нефтеналивные танкеры, чтобы сократить движение в проливе Босфор. Вместе с тем указывается, что ограничительный режим для военных кораблей нечерноморских стран, действующий по Конвенции Монтрё (могут заходить в Чёрное море и оставаться там не более 21 дня), не будет распространяться на канал «Стамбул».

EADaily